Зачем российские военные прилетели в Венесуэлу? Четыре версии

28/03/2019 - 21:07 (по МСК) Лиля Яппарова
Поддержать ДО ДЬ

Российские военные находятся в Венесуэле — это официально признал российский МИД. «А что не так с тем, что российские специалисты приехали в Венесуэлу?» — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Так она ответила Дональду Трампу, который накануне заявил, что россияне должны покинуть эту страну. Несколько дней назад венесуэльские СМИ сообщили, что два военных самолета из России приземлились в Каракасе, на их борту была почти сотня военнослужащих. Подробнее о россиянах в Венесуэле — Лилия Яппарова.

«Россия должна убраться из Венесуэлы», — заявил Дональд Трамп 28 марта. У журналистов даже не было уточняющих вопросов — так резко и просто американский президент вчера потребовал от России отозвать из Венесуэлы военных, которые за сутки до этого приземлились в Каракасе.

Два борта с делегацией приземлились почти демонстративно — днем. И понятна реакция Трампа, считает исследователь Латинской Америки Татьяна Русакова: он уже полтора месяца как признал главой Венесуэлы лидера оппозиции Хуана Гуайдо. А Каракас все еще терпит и Николаса Мадуро на посту президента, и российские самолеты в своем небе. Военные поддерживают Мадуро, в стране сохраняется двоевластие.

Татьяна Русакова, научный сотрудник Центра изучения кризисных обществ: Это раздражение из-за того, что ситуация идет не так, как планировалось. Дело в том, что Гуайдо ничего не может сделать, ничего он  не может запретить, никак не может влиять на ситуацию в стране. Пока вооруженные силы поддерживают Николаса Мадуро и не перешли на сторону оппозиции, ничего не будет.

Гуайдо уже пообещал свергнуть Мадуро к 6 апреля и приземление официальной военной делегации, считает Русакова, напоминает о российской поддержке пока еще действующего правительства, но и пытается затмить живучие журналистские байки о российских наемниках в Венесуэле.

Татьяна Русакова, научный сотрудник Центра изучения кризисных обществ: Хотели показать, что никаких ЧВК или какой-то военной масштабной помощи у нас нет. Вполне возможно, что это и демонстрация намерений поддержки, и сигнал международному сообществу, что нам нечего скрывать, что «мы сюда никого не завозим».

В январе агентство Reuters сообщило, что для охраны режим Николаса Мадуро в Венесуэлу прибыли наемники из ЧВК «Вагнера». Татьяна Русакова не верит в вооруженное обострение, но чего тогда ждать от российской делегации?

В день приземления агентства со ссылкой на источники рассказали, что военные приехали помогать разбираться с поставленным ранее в Венесуэлу российским оружием. Как считают собеседники «Новой газеты», эта версия, цитата, «похожа на анекдот»:

В венесуэльской армии нет новейших образцов российского оружия. Что там обслуживать нашим специалистам? Танки Т-72Б1, бронетранспортеры БТР-80А или БМП-3М? Латиноамериканцы сами прекрасно справляются с обслуживанием бронетехники, которая уже давно поставляется армии Венесуэлы.

Зачем же тогда 99 российских военнослужащих — не так уж много — во главе с генерал-майором Тонкошкуровым прибыли в Венесуэлу? Чтобы решить там массовые проблемы с массовым отключением электричества, считает военный эксперт Александр Ионов. В местной прессе уже заговорили и об эвакуации президента Мадуро, и еще о строительстве российской базы в стране.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Другие выпуски