«Любые результаты ставятся под сомнение»: экс-глава РУСАДА объяснила, почему решение суда — еще не конец допинг-скандала с фигуристкой Валиевой
Спортивный арбитражный суд (CAS) допустил Российскую фигуристку Камилу Валиеву до участия в личном турнире на Олимпийских играх в Пекине. 14 февраля CAS отклонил апелляции Международного олимпийского комитета, Всемирного антидопингового агентства и Международного союза конькобежцев на временное отстранение Валиевой из-за положительного допинг-теста. Однако после решения суда в МОК заявили, что не будут проводить церемонию награждения призеров командного турнира фигуристов, где российские спортсмены завоевали золото. И в случае, если Валиева выиграет медаль в одиночном турнире, церемонию награждения также отменят. Подробности рассказала Марфа Смирнова, также обсудили ситуацию с Анной Анцелиович, бывшим исполняющим обязанности гендиректора РУСАДА.
Почему же Спортивный арбитражный суд все же позволил Камиле Валиевой выступать дальше на Олимпийских играх в Пекине? Если выражаться юридическим языком, то CAS оставил в силе решение о снятии временного отстранения с российской фигуристки. Так вот, человеческий фактор сыграл не последнюю роль. Арбитры из США, Италии и Словении (их было на трое на заседании, которое, кстати, длилось 7 часов, и Валиева присутствовала на нем по видеосвязи) решили, что «недопуск спортсменки к участию в Олимпийских играх нанесет ей непоправимый вред в данных обстоятельствах». Валиевой всего 15 лет.
25 декабря прошлого года, в день произвольной программы на Чемпионате России, Валиева сдала тест на допинг. 8 февраля (уже на Олимпиаде и после победы российских спортсменов в командном турнире) лаборатория Всемирного антидопингового агентства в Стокгольме сообщила, что в пробе Валиевой нашли запрещенное вещество триметазидин. РУСАДА (Российское антидопинговое агентство) сразу отстранило Валиеву. Церемонию награждения для команд перенесли. Правда, на следующий день уже грянул новый виток скандала. РУСАДА фигуристку допустило. И этим решением оказался недоволен Международный Олимпийский Комитет. Поэтому они подали жалобу в Спортивный арбитражный суд, заседание которого и состоялось утром 14 февраля.
Важно: дело еще не закрыто. Наличие запрещенного вещества в пробе Валиевой никто под сомнение не ставит. Она по-прежнему является нарушителем антидопингового законодательства. Процесс по ее делу в спортивном арбитражном суде может длиться год и даже больше. Фактически это значит, что еще долгое время она будет находиться под гнетом. Да и сейчас ей, по всей видимости, непросто. Интернет уже облетела фотография, как она плачет у своего тренера Этери Тутберидзе на плече. Говорят, что во время заседания 14 февраля она произнесла одно слово. В Пекине за Валиевой постоянно ходят журналисты, но она комментариев не дает. В Госдуме, видимо, чтобы как-то поддержать фигуристу, предложили, чтобы она стала знаменосцем российской команды на церемонии закрытия Олимпийских игр.
Реплика пожалуй самого известного тренера из мира фигурного катания Татьяны Тарасовой на эту тему: «Уверена ли я, что Камила сможет справиться с давлением? Я уже ни в чем не уверена». Тарасова говорит про ближайшее выступление Валиевой. Состоится оно уже 15 февраля. Это будет короткая программа в одиночном женском фигурном катании. И она, безусловно, фаворит. Отмечу еще раз: если Валиева займет призовое место, то церемонии награждения в этом виде спорта не будет, потому что ее допинговое дело не закончено.
Есть некоторые подробности о линии защиты в этом процессе. В распоряжении RT попали документы Всемирного антидопингового агентства (WADA), согласно которым следы триметазидина могут быть обнаружены в организме спортсмена в том случае, если он употреблял средство от мигрени ломеризин. А оно относится к разрешенным к приему препаратам.
Анна Анцелиович, бывший и.о. гендиректора РУСАДА, руководитель спортивной практики юридической группы «Клевер консалт» отмечает, что это «достаточно ожидаемое решение»: «Всемирный антидопинговый кодекс и общероссийские антидопинговые правила предусматривают, что результаты, полученные после положительной пробы, автоматически не аннулируются, но общее правило гласит, что они все-таки подлежат аннулированию, если только принцип справедливости не требует оставить их в силе: то есть это будет обязанность спортсменки — доказать, что справедливость требует не аннулировать данный результат».
Поэтому МОК исходит из того, что данные результаты — временные, и потенциально они могут быть отменены, говорит Анна Анцелиович. По-видимому, когда арбитры Спортивного арбитражного суда (CAS) допускали Валиеву до соревнований, они расценили, что шансы отмены результатов будут не очень велики, полагает эксперт. «Это достаточно неоднозначная ситуация, потому что де-юре ее статус такой же, как у остальных спортсменов: она не временно отстранена, не признана виновной в нарушении антидопинговых правил — идет всего лишь расследование возможного нарушения».
По мнению Анцелиович, это попытка консенсуса между решением CAS и интересами спортсменов, представляющих другие национальные олимпийские комитеты. При этом любые результаты, которые продемонстрирует Камила, заранее «ставятся под сомнение, их статус не совсем понятен», и это будет касаться не только Олимпиады, но и всех последующих соревнований, поэтому в интересах Валиевой как можно скорее завершить данное дело, говорит бывший и.о. гендиректора РУСАДА.
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС