«А чего мне бояться, я кого-нибудь убила?» Как Лайму Вайкуле разлюбили на федеральном ТВ из-за Крыма
Все началось со скромной пресс-конференции латвийской певицы Лаймы Вайкуле 10 августа в Одессе, где у нее должен был быть концерт на морском вокзале. На вопрос корреспондента местной газеты «Думская» поедет ли Вайкуле гастролировать в Крым, она ответила: «Я прекрасно понимаю, о чем вы меня спрашиваете. В общем, я далека от политики, но в отношении Крыма могу сказать однозначно — я туда не поеду, какой бы гонорар мне ни предлагали». И вот уже четыре дня российские СМИ делают из некогда любимой советской поп-звезды Лаймы Вайкуле врага народа. Как это происходит? Рассказывает Денис Катаев.
Теперь Венеция и Пикадилли для Лаймы Вайкуле и правда могут оказаться ближе, чем Москва. После такого резонансного заявления в Одессе на народную артистку Латвии и кавалера российского ордена Дружбы народов обрушилась знакомая машина госпропаганды. Главные ток-шоу страны прервали разговоры про доллары и выборы на Украине ради такого. Всем встать, суд идет. Лайма — к ответу!
Из эфира федеральных каналов:
«Украинские националисты поспешили записать артистку в союзники. Ну, а в России мнения, мягко говоря, неоднозначные. Возмутились не только поклонники, но и коллеги по культурному цеху. Дрессировщик Эдгард Запашный предложил либо признать воссоединение Крыма, либо набраться мужества и не посещать с концертами Россию вообще».
«Многие россияне посчитали, что ваше нежелание, более того, не просто формальное нежелание, потому что нам, европейцам, как вы сказали, запрещено, а ни за какой гонорар я туда не поеду, это многих обидело».
«Нет, есть у нее позиция. Да, допустим, она так считает. Здесь вопрос не то, что конкретно она сказала, а как она это сказала. Меня больше всего даже резонировало, не хочешь ты ездить в Крым, ну ради бога, я думаю, Крым не утонет, и солнце не закатится. Но она говорит, вам будет стыдно».
К осуждению Вайкуле подтянулись вечные эксперты — от Юрия Лозы до братьев Запашных, даже политологи не промолчали. Ведь это дело национальной важности.
Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»: «Поскольку у нее предстояли концерты на Украине, очевидно, ей хотелось сделать приятное нечто для украинского общественного мнения. Но с точки зрения бизнеса, очевидно, она совершила роковую для себя ошибку, потому что я думаю, что очень многие граждане России будут теперь игнорировать ее концерты».
Лайма Вайкуле, певица: «Просто такой шок. Столько злости, столько ненависти. Потом, я теперь понимаю, как из мухи делают слона. Ты уже не знаешь, как оскорбить. Вот столько некрасивого я увидела. Знаете, я не смотрю телевизор, я ничего не знаю, что происходит. Я, правда, не из политики, правда. Ничего не понимаю, что там надо говорить, чего не надо. Я уже говорила, что мое жизненное кредо — не врать. Я не могу вам ответить неправду. Наверное, как-то в первый раз со мной такое. Боитесь? А чего мне бояться? Я не понимаю. Что? Я кого-нибудь убила? Или что я сделала? Я сказала так, как есть. Я не понимаю, в чем моя вина, так и не поняла. Я гражданка моего государства, у нас есть свои законы, которым я подчиняюсь, и это так просто».
В 2014 году, после присоединения Крыма к России, Латвия сделала невъездной певицу Валерию. Тогда она с мужем Иосифом Пригожиным призывала не смешивать музыку и политику и обращалась лично к президенту Латвии. Теперь Пригожин дает советы коллеге по цеху:
Иосиф Пригожин, музыкальный продюсер: «Ситуация с Лаймой Вайкуле, она, конечно, не заслуживает именно травли. Лайма, мне кажется, должна сделать выводы. Любые заявления, которые делаются, лучше их делать, наверное, в той стране, где вы находитесь. И говорить о том, что вы европейцы, сразу же, в одну секунду, в принципе Лайма, она абсолютно, скажем, я бы даже сказал, она больше русская, чем я или кто-то еще. Я считаю, что, мне кажется, Лайма уже все давно поняла, и может быть, даже проклинает тот самый день, когда ей пришлось сделать это заявление. Я категорически был бы против, если она не будет приезжать в Россию, но одно могу сказать, что представители ближнего зарубежья приезжают в Россию, зарабатывают деньги. Соответственно, если они приезжают в Россию и зарабатывают деньги, они должны принимать все то, что на сегодняшний день Россия как бы приемлет для себя».
Сергей Лазарев в 2014 году тоже было заикнулся про то, что считает Крым украинским, но чтобы не потерять все, быстро сделал выводы и забрал слова обратно.
Дело в том, что официального запрета выступать в Крыму, конечно, нет. Каждый решает сам. Но вот цена вопроса: спел на полуострове — готовься попасть в знаменитый список «Миротворца», и прощай рынок Украины. Так произошло с певицей Юлией Самойловой, которой запретили приехать на «Евровидение» в Киев в прошлом году.
Много звезд из Прибалтики опасаются ездить в Крым, например, группа «Брейнсторм». И только Лайма выступила открыто.
Артур Гаспарян, музыкальный критик: «Тогда уж давайте пинать всех западных артистов, которые вот сейчас достаточно большим косяком приезжают в Россию, потому что ни один из них не поедет в Крым, это тоже совершенно понятно. Просто им эти вопросы не задавали публично. Давайте зададим каждому публично вопрос, каждый из них ответит, что он не поедет в Крым, по каждому поводу здесь разразится безумная, истеричная реакция, вот эта вся, с брызганьем слюной, и всем давайте, будем всех учить жизни и правильному восприятию окружающего нас миропорядка. Вот Franz Ferdinand, Prodigy, все, кто последние были у нас, Sting, Робби Уильямс и так далее, никто из них не собирается ехать в Крым. Ну, вы решите сперва, действительно, как сказала Лайма, вы решите вопрос с Крымом, и мы все туда, они все туда радостно поедут».
Но есть те, кто не боится выступать в Крыму. Вот Сергей Шнуров уже который год дает концерты в Балаклаве на летнем музыкальном фестивале «Золотая Балка». Так было несколько дней назад. Егор Крид, Влад Самойлов и, конечно, «Ленинград».
Некоторые федеральные СМИ уже рапортуют о том, что Вайкуле отказалась от своих слов. Однако сама Лайма пока подтверждает, что в Крым для нее дорога пока закрыта, все остальное переврали журналисты. Но, еще не вечер.
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС