В деле Литвиненко не нашли русского следа
Ранее стало известно, что коронер сэр Роберт Оуэн, который ведет дознание, исключил версию о причастности российских спецслужб к гибели Литвиненко. Бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко бежал в Великобританию в 2000 году, а шесть лет спустя скончался вскоре после встречи с бывшими коллегами Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном. Официальное медицинское заключение о причинах смерти до сих пор не обнародовано.
Марина Литвиненко, вдова экс-офицера ФСБ А. Литвиненко: Юристы будут вести этот процесс. Какие будут задаваться вопросы, какие будут свидетели. Во всяком случае, все, что было собрано следствием, станет доступно публике. Пока просто происходила игра в теннис: англичане говорили, у нас достаточно доказательств, русские говорили, что у вас нет ничего. Теперь будем видеть, какие есть доказательства у англичан и что на это будет говорить российская сторона.
У коронера сэра Роберта Оуэна есть пять дней на то, чтобы предложить министру юстиции открыть процесс по делу об убийстве Литвиненко. Именно этого требует вдова бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. По ее мнению, теперь публичное судебное разбирательство — единственный способ узнать, как все было на самом деПока же коронер сэр Роберт Оуэн предложил правительству провести тайное расследование. Накануне были обнародованы некоторые из его выводов. Во‑первых, сэр Роберт Оуэн не нашел очевидных доказательств причастности российских спецслужб к гибели Александра Литвиненко. А во‑вторых, он не смог ответить на вопрос, могли ли власти Великобритании предотвратить убийство бывшего офицера ФСБ. По мнению адвоката Марины Литвиненко – Бена Эммерсона, британское правительство просто не хочет повредить торговым отношениям Лондона и Москвы, а потому и стремится закрыть процесс. Впрочем, даже открытое судебное разбирательство в этом случае не гарантирует, что все тайны будут раскрыты, отмечает один из ведущих британских экспертов по уголовному праву Роберт Браун. Эту точку зрения разделяет и его российский коллега председатель московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев.
Андрей Князев, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»: Мне кажется, открытый процесс – не гарантия дальнейшего объективного всестороннего расследования, тем более что толкуется это всегда по-разному в зависимости от политических взглядов, от позиции стороны. Я думаю, что, скорее всего, это касается именно государственных интересов. В основном во всех странах только поэтому делают процесс закрытым, когда касается тайн спецслужб от конкретных личностей. Политически, мне кажется, это дело уже пережило себя.
Ранее в СМИ сообщалось, что основной подозреваемый в деле о смерти Литвиненко – это его бывший коллега, а ныне российский депутата Андрей Луговой. Сам он неоднократно все отрицал и называл эти обвинения – политически мотивированными. Сейчас в Лондоне проходят слушания в рамках дознания, следующее заседание должно состояться 11 июня. На этом этапе и должны быть определены причины и обстоятельства смерти Литвиненко. А вопрос о наказании виновных должен быть решен уже во время последующего процесса. Будет ли он открытым или закрытым — должно решить именно правительство Великобритании.