Усманов против Навального, день первый: 16 ходатайств, свидетель Медведев и пикет в поддержку миллиардера
В Люблинском суде начался суд по иску Алишера Усманова против Алексея Навального, в котором миллиардера представляет знаменитый адвокат Генрих Падва. В самом начале процесса сторона оппозиционера потребовала вызвать в качестве свидетеля премьер-министра Дмитрия Медведева, которого Фонд борьбы с коррупцией обвиняет в получении от Усманова взятки в скрытом виде, а также еще нескольких высокопоставленных свидетелей.
Сам Навальный в суд пришел, но Алишер Усманов лично в Люблино не появился. На суде побывала журналист Дождя Ольга Гладышева, которая рассказала о подробностях процесса.
С самого утра у Люблинского суда собралась довольно большая группа людей — журналисты и слушатели по одному из самых громких процессов этого года — Усманов против Навального. С 8 утра у суда дежурила и Зульфия – женщина, которая представилась поклонницей миллиардера Алишера Усманова из Узбекистана. Вот, как она объяснила свою позицию:
Я просто пришла болеть за Алишера Усманова, потому что он — хороший человек.
Расследование ФБК, которое Зульфия не видела, но осуждает, и стало предметом спора Усманова с Навальным. Миллиардер просит опровергнуть не только сведения о взятке премьер‑министру России Дмитрию Медведеву, но и другие публикации Навального, которые касаются деятельности Усманова. Всего таких утверждений 11. Четыре из них касаются расследования «Он вам не Димон», четыре – о якобы данной взятке вице‑премьеру Игорю Шувалову и товарищеских отношениях чиновника с бизнесменом Усмановым. Еще три – о цензуре в издательском доме «Коммерсант», которым Усманов владеет с 2006 года.
В ходе процесса Навальный, его представители и фонд ФБК усомнились в объективности судьи Васиной, которая ведет это дело, и потребовали ее отвода, однако суд им отказал. Вообще судья отказала ответчикам во всех 16‑ти ходатайствах, которые они подавали. Навальный просил вызвать в суд в общей сложности восемь свидетелей: самые громкие имена в этом списке – премьер‑министр России Дмитрий Медведев и вице‑премьер Игорь Шувалов. Кроме того, он просил вызвать людей, имеющих непосредственное отношение к фонду«Соцгоспроект», который безвозмездно получил усадьбу в Знаменках, — учредителя Илью Елисеева и гендиректора Алексея Четверткова. Оба они в прошлом — однокурсники Медведева.
Однако адвокаты российского миллиардера заявили, что Четвертков на момент передачи усадьбы фонду еще не был его гендиректором. Еще один принципиальный момент, который требует опровергнуть Усманов — то, что он отсидел в Узбекистане срок за изнасилование. Представители Навального попросили вызвать для дачи показаний бывшего посла Великобритании в Узбекистане Крейга Мюррея, который якобы может разъяснить, почему он в своей книге упоминал об обвинениях в адрес Усманова.
По просьбе Генриха Падвы, адвоката Усманова, к делу приобщили справку, из которой следует, что миллиардер был осужден не за изнасилование, а за хищение госимущества и мошенничество, а сама судимость давно снята. Кроме того, Навальный просил вызвать в суд оппозиционера Владимира Милова, который раньше занимал пост заместителя министра энергетики России. По плану ответчиков, он мог бы прояснить, как именно Усманов заработал свой первый капитал. Это один из пунктов из видеоблога Навального, который он записал накануне заседания. В нем он утверждал, что Усманов был в сговоре с Медведевым в то время, когда оба они занимали должности в структурах «Газпрома».
О незаконной приватизации, как Навальный называет сделку компании Усманова с «Газпроминвестхолдингом», должна была свидетельствовать и видеозапись интервью Бориса Березовского, в котором тот говорит, как создавалась компания «Металлоинвест».
Еще два свидетеля – это сотрудники издательского дома «Коммерсант», которые могли бы рассказать о цензуре (или ее отсутствии). Первыми о вызове гендиректора «Коммерсанта» Владимира Желонкина и главреда Сергея Яковлева заявили все-таки адвокаты Усманова. Желонкин и Яковлев даже явились в суд, но судья отказала обеим сторонам (и Навальному, и Усманову) в их ходатайствах.
Представители издательского дома отказались прокомментировать ситуацию Дождю.
Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.