«Уровень паранойи достиг максимума со времен Карибского кризиса»: чем закончится история с «племянницей Путина»

Научный сотрудник института США и Канады Александра Филиппенко о первых итогах расследования дела о возможном вмешательстве России в американские выборы
31/10/2017 - 12:48 (по МСК) Михаил Козырев
Поддержать ДО ДЬ

Спецпрокурор США Роберт Мюллер, который проводит расследование о возможном вмешательстве России в американские выборы, предъявил обвинения бывшему главе предвыборного штаба президента США Дональда Трампа Полу Манафорту и его бизнес-партнеру Рику Гейтсу. Оба они уже помещены под домашний арест. Что происходит сейчас вокруг этого расследования и к чему оно может привести, рассказала Александра Филиппенко, научный сотрудник Института США и Канады. 

Стало известно, что бывший советник Трампа Джордж Пападопулос сознался во лжи ФБР о своих «российских» контактах. Как следует из текста обвинения, Манафорт и Гейтс, которые несколько лет работали политконсультантами и лоббистами, в период с 2006 по 2015 год выступали как незарегистрированные лоббисты правительства Украины, «Партии регионов» Виктора Януковича, самого Януковича и партии «Оппозиционный блок», которая стала преемником «Партии регионов» в 2014 году.За все это они получили десятки миллионов долларов, но скрыли это от Минюста и отмывали деньги через счета американских и иностранных корпораций. Министерство юстиции опубликовало данные расследования в отношении бывшего советника Дональда Трампа по внешней политике Джорджа Пападопулоса. Следствие выяснило, что он встретился с россиянкой, которая представилась ему «родственницей Владимира Путина». Сам Пападопулос называл ее племянницей российского лидера. Но позже оказалось, что женщина никак не связана с Путиным, хотя у нее и были связи с высокопоставленными чиновниками. 

«Он разослал огромное количество e-mails, темой которых была обозначена встреча с людьми, близкими к руководству России, к Путину, — рассказала Филиппенко, — Согласно информации ФБР, он продолжал встречаться с некими российскими лицами, один из которых был некий „профессор". Адвокаты его настаивают на том, что ничего нет плохого, чтобы связи налаживать с кем-то (иностранными акторами). Но с точки зрения американского закона нужно регистрироваться тогда в качестве иностранного агента».

Претензии к Манафорту не только политические, пояснила она: «Считается, что с 2016 года они (Манафорт с сообщниками) укрыли от государства 17 млн долларов. Он типичный политический реалист, который считает, что если выгодно общаться с кем-то, то можно общаться. Такой макиавеллевский персонаж без каких-либо моральных принципов».

Как рассказала Филиппенко, Манафорт давно имел славу одиозного персонажа с запятнанной репутацией: «Еще во время предвыборной кампании говорили, что это (включение его в команду Трампа) будет большой имиджевой потерей. По информации канала NBC, ему был предоставлен кредит Олегом Дерипаской».

Еще одна интересная деталь, на которую обратила внимание Филиппенко — это то, что Манафорт уже давно сознался: «Он признал себя виновным еще 5 октября и с августа сотрудничал со следствием». По ее словам, «худшее, что может произойти – это 20 лет реального срока». Принципиальным будет являться «российский фактор» и то, какое значение придаст ему следствие: «Если будет снято обвинение, что это как-то угрожало выборам 2016 года, то, конечно, приговор станет мягче». По мнению Филиппенко, это вряд ли станет большим ударом для Трампа, имидж которого демонстрирует «тефлоновость»: «Много раз политологи говорили, что „все, это последняя капля", но, тем не менее, его рейтинг остается на уровне 30%. Трамп старается перевести фокус внимания (с себя): с его разрешения были опубликованы материалы об убийстве Кеннеди». 

Фото: Jonathan Ernst/Reuters

Другие выпуски