«Чемодан весил килограмм 20»: что означают показания водителя Улюкаева

Разбираем с заместителем гендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Ильей Шумановым
07/09/2017 - 23:34 (по МСК) Антон Желнов, Татьяна Арно
Поддержать ДО ДЬ

«Бойтесь данайцев, приносящих колбайцев» — так Алексей Улюкаев ответил на вопрос журналистов про подаренную ему Игорем Сечиным корзину с колбасой. Сегодня в суде выяснилось, что Улюкаев чувствует себя отлично, читает Камю и цитирует стихи Сергея Михалкова. На самом заседании допросили водителя экс-министра. Из его показаний можно восстановить картину задержания. О том, что нового узнали об этом деле и какие цели может преследовать следствие, рассказал заместитель гендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов.

«В самом тексте расшифровки указаний на взятку практически никаких нет. Более того, "Башнефть" ни разу не упоминается. Могу сказать, что полного понимания того, что этот разговор доказывает взятку, естественно, ни у обывателя, ни у следователя он не должен вызвать. Есть некие намеки, обстоятельства, которые могли свидетельствовать о том, что это могла быть взятка, но могла ею и не быть. Другое дело, на мой взгляд, важно говорить о том, что все-таки в машине министра оказался чемодан или сумка с двадцатью килограммами денег. Это доказанный факт. На руках у него есть химически маркирующее вещество, которое подтверждает, что он получил ключ. Исходя из этого, мне кажется, что формальных оснований для возбуждения дела было достаточно», — считает Шуманов.

«Задача следствия — доказать, что у Улюкаева было полное понимание того, что там деньги, а не колбаса. На мой взгляд, двадцать килограмм денег или сумка с ними — это не некая сущность, которую можно спрятать или случайно положить в машину. На мой взгляд, это обстоятельство дает основания говорить о том, что взятка была», — добавил он.

«Два миллиона долларов за согласование сделки — это очень мало. Это несоизмеримые суммы с полномочиями министра и с той ответственностью, которая на него возлагается ... [...] ... Цель передачи тех денег, возможно, это не личное обогащение Улюкаева. Если мы смотрим на его активы, то видим, что он не бедный человек. Те активы, которые у него уже есть, они в разы превышают, кратно превышают ту сумму, которую он просил у Сечина. Более того, деньги получены ни у какого-то стороннего человека, бизнесмена среднего порядка. Сечин — это лицо, которое прямо ассоциируется с президентом. И у него, скажем так, неформальных возможностей достучаться до президента гораздо больше. Поэтому это несколько опрометчиво видится со стороны господина Улюкаева вымогать эти деньги у господина Сечина», — считает он.

На вопрос на том, почему до сих пор не было показано видео с этого задержания, Шуманов ответил: «Я думаю, что в какой-то момент схема так называемых телеобысков изменилась. Когда у нас большое количество высокопоставленных чиновников задерживались прям с телекамерами, эти видео тут же публиковали в открытом доступе. Я думаю, что Улюкаев — это не та фигура, в отношении которой было необходимо применять такие техники. Формально, наличие порошка на руках немножко по-другому перевернуло восприятие даже общественности по отношению к этой истории. Я думаю, больше было бы людей, которые бы поддерживали и разделяли точку зрения силовиков».

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски