Как быть, если полицейские не верят, что вы пошли за хлебом? Отвечает юрист Сергей Бадамшин
Указ Собянина — это ответ безалаберным москвичам, которые в выходные дни жарили шашлыки, вместо того, чтобы остаться дома. Это черным по белому написано в блоге мэра. Ирония судьбы — прошлым летом мэрия завлекала москвичей на шашлыки, чтобы те не шли протестовать, а теперь благоустроенные парки — рассадник опасного заболевания. Так или иначе, жесткие меры это еще не чрезвычайное положение, но за хлебом спокойно уже не выйдешь. Уже 31 марта в Госдуме будут приниматься так называемый «антивирусный пакет», в котором, среди прочего, прописывается наказание за нарушение карантина. Также проявилась информация, что в ближайшие дни на улицу можно будет выйти, только имея специальный QR-код, который мэрия будет выдавать через сайт «Мос.ру». В общем, к мерам Собянина есть вопросы, прежде всего юридического характера. Мы их задали адвокату Сергею Бадамшину.
Сергей, вчера еще, когда Собянин и Воробьев синхронно объявили о новых мерах по борьбе с коронавирусом, у всех начали возникать вопросы, насколько законно, может ли мэр или губернатор такие меры вводить, ведь чрезвычайное положение ― это же все-таки юрисдикция президента, только ему можно такие указы вводить. Вообще насколько все, о чем вчера нам рассказал Собянин, законно?
Возникли вопросы не только у меня, не только у моих коллег, даже у сенатора Андрея Клишаса возникли подобные вопросы. Да, действительно, 55 статья Конституции предполагает возможное ограничение прав и свобод человека и гражданина, но только на основе федерального закона. Соответственно, полномочия по ограничению предоставлены не органам субъектов федерации, а федеральным органам, то есть это, соответственно, президент, правительство и Государственная Дума.
Поэтому те меры, которые принимает московское правительство, с одной стороны, конечно, я одобряю с точки зрения человека, москвича, который проживает в городе. Но с точки зрения формы принятия как юриста я не могу это принять, потому что любые ограничения должны, соответственно, приниматься на основе действующего законодательства. В чем сложность просто взять и прочитать закон? Для меня это остается загадкой второй день.
Мы, в общем, тоже одобряем, по крайней мере, понимаем те меры, которые вводит и мэрия Москвы в связи с распространением инфекции, но все же почему тогда это не сделал президент? Почему тогда не назвать это все карантином, чрезвычайным положением и не вести все по букве закона? Все-таки люди, работающие в мэрии, в Кремле, наверняка имеют специализированное юридическое образование, наверняка читали эти все законы, о которых вы говорите?
Как только будут именно действовать активы президента, соответственно, я смогу пояснить, почему Кремль сам не ввел подобные ограничения. Это вопрос исключительно политики. Здесь вопрос к праву никакого отношения не имеет. Да, действительно, введены ограничения, введены ограничения, которые вроде как предполагаются в интересах граждан, но, к сожалению, нет никакого диалога, доверительного диалога. Путем указания, путем такого менторского тона, путем наказания за чьи-то проступки: кто-то куда поехал на шашлыки, вот наказание фактически для всех москвичей. Сто метров от дома не отойти, только в ближайший магазин зайти, нельзя никуда выйти. Собственно, очень странный диалог власти с людьми получился. Но опять же это вопрос не правовой, а больше политический.
Вот если возвращаться к правовой стороне вопроса, если все это, условно, как-то незаконно, при этом полицейские меня, например, завтра остановят на улице, у меня не окажется вот этого QR-кода, который, по идее, всем начнут в скором времени раздавать. Какие у меня есть права при разговоре с полицейским в этот момент?
Во-первых, полицейский должен объяснить причину, по которой он к вам обращается. Соответственно, вы, как сегодня было написано на сайте правительства Москвы, обязаны иметь паспорт. На самом деле никто не обязан при себе иметь паспорт, просто у нас в соответствии с законом каждый человек должен, соответственно, иметь паспорт, но не обязан его с собой носить, как указано на сайте мэра. Лучше иметь при себе документы и, соответственно, выполнить все требования сотрудников полиции, дабы не стать лицом, привлекаемым по статье 19.3 КоАП, то есть неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Насколько оно законно? Конечно же, вы можете обжаловать в суде, но я бы не рекомендовал вступать в какие-то серьезные конфликты с сотрудниками полиции, мы знаем, чем это заканчивается, к сожалению.
Здесь опять же вопрос: если сотрудникам полиции было дано указание так же действовать, как во время чемпионата мира по футболу, доброжелательно и уважительно по отношению к собственным гражданам, которые непосредственно являются налогоплательщиками, это один вариант развития событий и, соответственно, атмосферы в городе. Если они будут действовать, как в известных событиях в Москве летом прошлого года, да, в протестных событиях, то я боюсь, что здесь это у нас выльется в еще большие проблемы, которые есть сейчас у власти.
Фото: Агентство «Москва»
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.