Учитель английского языка одной из бакинских школ Ровшан Азизов лишился работы из-за своей «проармянской» политической позиции. Якобы «преподаватель прививал идею мира между двумя странами и народами своим ученикам». Его взгляды называют «оскорблением азербайджанского народа». Еще раньше в соцсетях распространяли жалобу на Азизова, суть которой — он сам открыто признает, что воспитывает учеников «в духе любви к армянам». За это его и лишили работы. Ровшан подал в суд за несправедливое увольнение, и как раз 13 марта суд начал рассмотрение дела. Алексей Коростелев — о грустной истории учителя пацифиста.
Реквизит — бензопила и арсенал игрушечных пистолетов, часть из них — явно собственность актеров. Яркие майки турецкого футбольного клуба «Галатасарай» помогают отличить положительных героев от антагонистов.
Пара месяцев съемок на факультативах по английскому, монтаж на скорую руку, и у скромного учителя английского бакинской школы Ровшана Азизова получился самый обсуждаемый азербайджанский блокбастер о конфликте — и примирении — азербайджанцев с армянами.
У мистера Ровшана, как его зовет класс, целая библиотека подобных роликов. И неподготовленному зрителю они покажутся разжигающими вражду и ненависть, если говорить языком Роскомнадзора.
Претензии к малобюджетному бакинскому артхаусу возникли не из-за агрессивных сцен. Организации освобождения Карабаха — это что-то вроде местного аналога нашего «Боевого братства» — не понравился финал.
Ровшан Азизов, учитель: Я учитель, я хочу, чтобы армянские и азербайджанские дети могли жить в мире. Они приказали директору уволить меня. Он это им пообещал и уволил меня.
Активная жестикуляция и явные преувеличения выдают в Ровшане творческого человека. В школьных фильмах он играет эпизодические роли, как правило — камео, но в основном, снимает и поет. Несколько раз он даже пытался отобраться на «Евровидение» от Азербайджана. Но не вышло.
Любовь и правда оказалась для Ровшана жестокой, а сам он — одинок в своем желании прививать детям любовь к ближнему
Ровшан Азизов, учитель: Я это делал ради детей, я открыто призывал к миру. Это кружок, который я создал в 2012-ом году. Хотел рассказывать детям о демократии, свободе, ценностях.
13 марта Ровшан Азизов провел в суде, а не в школе. На работе он не появлялся с декабря, а в суд пошел сам — восстановить справедливость и вернуться на работу.
Ровшан Азизов, учитель: Если я проиграю суд — мой сын умрет от голода, я буду бороться за свои права. Я думаю, что никогда не устроюсь на работу. Это на всю жизнь.
Как-то даже в голове не укладывается — портрет представителя уже второго поколения правящей азербайджанской семьи Ильхама Алиева висит рядом с нацарапанной высохшим маркером фразой Human Rights на школьной доске. Кавказские патриоты оказались на чеку — сразу увидели в Ровшане иностранного агента.
Ровшан Азизов, учитель: Они говорят, что я получил $ 1 млн на создание армянской армии.
Но в Организации освобождения Карабаха эти слова опровергают, мол, на директора не давили, а Ровшан виноват сам. Прилагают даже видео встречи с директором — на нем Азизов в одиночку противостоит целому отряду освобожденцев. Выходит неудачно.
Сынок, вы-первых, все находящиеся здесь люди постарше тебя, следи за своим поведением. Вы очень настроены продолжить работу на разведение армии Армении внутри. Азербайджана. Вот по этой причине вы должны уйти с работы.
Дальше Ровшан капитулирует. От видеоинтервью в Организации освобождения Карабаха отказались, ограничились текстовым комментарием. Но даже в печатном виде проскакивает нотка ярости ко всему армянскому и к Ровшану в частности.
Вы можете себе представить такое, допустим, в 41−45 годах в центре Москвы, в какой-то школе учитель научит детей какие немцы хорошие? Или одел своих учеников в германскую или нацистскую одежду и прогуливается в центре Москвы, когда часть России оккупировали немцы? Его бы застрелили в лучшем случае. Конечно, сегодня не 40-е годы, но ситуация почти такая же.
Ровшан может даже сказать спасибо. При этом родители школьников, как говорит сам Азизов, не были против внеурочных занятий. Некоторые и сейчас его поддерживают, но тайно. На публике это, видимо, порицается.
Ровшан Азизов, учитель: Они не верят в мирное решение, они верят только в войну
А обострила ситуацию тайна семьи школьного учителя в духе бразильских мыльных опер. Оказывается, Азизов, всю жизнь проживший в Баку — на самом деле армянин, а в Баку это значит — изгой.
Ровшан Азизов, учитель: Я об этом узнал 4 год назад, когда моя мачеха умерла. Я никому не рассказывал о своем происхождении, только одной ученице и учителю. Ученица сохранила тайну.
А вот коллега — подставил. Теперь Азизов без работы, имени, но с надеждой на победу в неравной борьбе с госидеологией и пропагандой, граничащей с истерией. Ведь если сам президент Азербайджана говорит о скором присоединении, не то что Карабаха, а Еревана и всей Армении — на что может рассчитывать скромный учитель английского — окончательно его судьбу суд решит 14 марта.
Фото: Ровшан Азизов / Facebook