Ученые угрожают Путину Болотной
Российская Академия наук пообещала бунт и массовые протесты ученых. Академики даже готовы требовать отставки правительства Дмитрия Медведева – в ответ на инициативу премьера кардинально реформировать РАН и слить три существующие академии в одну.
Ученых возмутило то, что законопроект, который должен официально оформить изменения и уже внесен в Госдуму, вообще не обсуждался с научным сообществом и разработан без учета мнения тех, кого он напрямую коснется. Что это – попытка реанимировать науку, или война за активы академии, одного из крупнейших собственников в России, – разбиралась Ксения Батанова.
Сегодня появилось сразу два обращения академиков к президенту, правительству и депутатам: первое - от Сибирского отделения Академии наук, второе ‑ от профсоюза работников академии наук.
Оба – гневные: сибирские академики пишут, что законопроект правительства они расценивают как намерение разгромить сложившуюся эффективную систему организации фундаментальной науки в России и грозят потребовать отставки правительства Дмитрия Медведева как наносящего своими разрушительными действиями невосполнимый ущерб Российской Федерации – это все цитаты из открытого письма. Профсоюзные деятели в свою очередь возмущены тем, как готовился документ ‑ в полной тайне от них. Никто не видел даже проекта закона.
Виктор Калинушкин, председатель профсоюза работник РАН: Знали, что процедура нарушена. Общественный совет по науке при Министерстве образования и науки не знал ничего об этом законе, даже там он не обсуждался. Стандартная практика министерства – выставляются на сайт документы. Сейчас ничего этого не сделано. В Академии наук мнение не запрашивали. Если говорить честно, ситуация такова, что до сих пор его ни на одном сайте нет. Обсуждать нечего. Не мы одни посылаем. Сейчас академические коллективы возмущены этой ситуацией. Сейчас, я думаю, к нему поток писем идет. Не ответит – значит, мы готовы к массовым акциями протеста, будем подавать заявки на митинги.
У академиков уже есть возможность ознакомиться с документом: сегодня законопроект внесен в Госдуму, и его текст доступен всем. Основные изменения касаются хозяйственной деятельности Академии: реформа предполагает, что все подведомственные Российской академии наук организации перейдут в ведение специально созданного органа ‑ агентства научных институтов или в ведение министерств. И это, похоже, как раз то, чего боялся президент РАН Владимир Фортов.
Владимир Фортов, президент Российской академии наук: Я как министр могу сказать, что если мы потеряем самоуправление, то на Академии можно будет поставить крест в течение полугода. И ученые будут сидеть в приемной какого-нибудь начальника департамента сутками, чтобы получить какую-нибудь бумажку. Это очень опасное дело. Академия наук должна насмерть стоять по базисным принципам.
До вчерашнего дня Владимир Фортов не знал, что правительство готовит какой-то законопроект о реформе академии – настолько секретно велась работа. Секретно и стремительно: документ внесен не задолго до окончения весенней сессии в Госдуме, а премьер Медведев вчера сказал, что его могут успеть принять. В ученом сообществе вспоминают подобный случай, когда самостоятельности хотели лишить Российский фонда фундаментальных исследований организации, которая оценивает научные проекты и выделает деньги лучшим.
Борис Штерн, главный редактор газеты «Троицкий вариант»: Есть Российский фонд фундаментальных исследований, у которого был достаточно хороший состав изначально, который не позволял вертеть этим фондом, который не позволял распиливать его. В общем достаточно продуманная процедура. И была попытка сменить устав ФФИ, и она была такой же внезапной. Вдруг свалился документ. Из-под Ковальчука он выпал – это более или менее известно.
Оснований как-то связывать и эту историю с именем Михаила Ковальчука, братом друга Владимира Путина, нет. Можно лишь вспомнить, что в мае этого года академики оставили Михаила Ковальчука без поста директора Института кристаллографии РАН. Если законопроект будет принят, то выбирать директоров институтов будут чиновники. Будут ли они самостоятельны в своих решениях? Академикам до сих пор это удавалось – это в первую очередь показали выборы президента Академии наук.