«У нас между врачом и пациентом стоит чиновник»: можно ли говорить о «врачебной ошибке» в деле Елены Мисюриной, «поссорившем» российские ведомства
1 февраля Следственный комитет выступил с еще одним разъяснением по делу врача-гематолога Елены Мисюриной. По мнению СК, решение прокуратуры отменить приговор и освободить Мисюрину из-под стражи «ставит под сомнение компетентность» ее сотрудников. Семен Гальперин президент межрегиональной организации«Лига защиты врачей», Ольга Демичева, помощник президента «Лиги защиты врачей» по связям с общественностью, и Дмитрий Айвазян, адвокат «Лиги защиты пациентов», обсудили проблемы российской системы здравоохранения.
Уголовное дело в отношении Елены Мисюриной было заведено в 2015 году. По версии следствия, в 2013 году врач сделала пациенту трепанобиопсию (забор образцов костного мозга и костной ткани), нарушив «методику, тактику и технику выполнения указанной манипуляции». Таким образом, врач нанесла кровеносным сосудам пациента повреждения, от которых он умер несколько дней спустя.
В январе суд признал Мисюрину виновной и приговорили к двум годам колонии общего режима. Вокруг этой истории разразилась масштабная дискуссия, в том числе и с требованиями освободить врача. В это же время, из разных концов страны поступают новости о некомпетентности и халатности медицинского персонала.
Например, недавняя история из Сочи, где медсестры одной из больниц вывезли пациента на кресле каталке на улицу и оставили лежать возле гаражей; или инцидент в больнице скорой медицинской помощи Красноярска, где врачи оставили пациента в коридоре больницы без оказания помощи, аргументируя это тем, что он приходил в медучреждение постоянно, всегда находился в алкогольном опьянении и не имел постоянного места жительства.
Демичева рассказала, что случай с Мисюриной стал поводом для начала врачебного «флешмоба», суть которого заключается в протесте уголовным наказаниям в сторону врачей. По словам эксперта, не всегда можно точно определить, что послужило причиной смерти пациента, а в случае с Мисюриной это определить невозможно. «Если бы причиной была неверно проведенная процедура, то пациент скончался бы на врачебной столе», — добавила она.
Гальперин пояснил, что процент врачебных ошибок одинаков во всем мире, но при этом только в России существует практика уголовного преследования медицинских сотрудников. «Система здравоохранения не помогает ни врачу, ни пациенту», — заключил он, говоря о том, что же на самом деле мешает врачам оказывать медицинскую помощь на уровне европейских стандартов.