Турция обжалует российские санкции. Какие могут быть последствия

04/01/2016 - 19:48 (по МСК)
Поддержать ДО ДЬ

Турция собирается подать жалобу на санкции со стороны России во Всемирную торговую организацию и международные суды, сообщает издание Daily Sabah.С такой инициативой выступил министр экономики Турции Мустафа Элиташ. По его словам, в небольших российских городах на турецкие компании оказывают давление, чтобы они передали свои доли российским партнерам. Что означает жалоба в ВТО и какие последствия это может повлечь, в нашем эфире рассказала Мария Исаева, управляющий партнер юридической фирмы Threefold Legal Advisors.

«У торговли тоже должна быть моральная основа. Эти предприниматели выразили доверие российскому правительству, инвестировав в страну», сказал Элиташ в интервью Daily Sabah. Он добавил, что Турция намерена добиться «восстановления прав всех пострадавших» через международные суды. 

Элиташ сравнил ситуацию с Россией с прогнозом погоды — «иногда солнечно, а иногда дождливо или облачно». По словам министра, когда ситуация «облачная», действия России противоречат международным правилам торговли. 

Россия ввела экономические санкции в отношении Турции после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24, который Турция сбила на границе с Сирией. По словам турецкой стороны, истребитель нарушил воздушное пространство страны и был сбит после нескольких предупреждений, однако Россия утверждает, что Су-24 находился на территории Сирии и турецкой границы не нарушал. После этого Россия ограничила продажу путевок на курорты Турции, приостановила действие турецких компаний и ограничила ввоз турецких продуктов и товаров. 

Севрюгин: Один из принципов ВТО — это равные права. Получается, Россия сейчас нарушает эти принципы, когда вводит санкции в отношении Турции.

Исаева: Безусловно, идея ВТО изначально заключается в том, что между странами либерализуется торговля, то есть все соглашения в рамках этой организации направлены на укрепление торговли, сотрудничества между государствами на равноправной основе. Безусловно, любые ограничения, любой конфликт, возникающий между странами, исключающий возможность беспрепятственного сотрудничества, противоречит духу, идее соглашений ВТО.

Безусловно, любой конфликт, в данном случае со стороны России, нарушает саму идею создания организации. Но при этом само соглашение предусматривает права государств, направленные на обеспечение своей безопасности. То есть международное право исключает ситуацию, когда международные договоры, направленные на усиление сотрудничества, торговли между странами, исключают вооруженные конфликты. К сожалению, в идеальном мире, наверное, это было бы замечательно, но это не от состояния международного права на данный момент, то есть право ВТО не может исключить, безусловно, действие устава ООН не может исключить существование вооруженных конфликтов и т.д.   

Севрюгин: А юридически какое решение может быть принято, если Турция все-таки обратится в ВТО или в международные суды? Кто вообще будет это решать?

Исаева: Эта общая фраза тоже заслуживает комментария — что такое другие международные суды и является ли в принципе арбитражная панель ВТО международным судом как таковым. То есть это все вопросы, которые в юридической среде широко обсуждаются. Что касается международных судов, о которых говорит Турция, между Россией и Турцией у нас заключено соглашение о защите инвестиций. Это значит, что теоретически Турция может выступить с идеей создания арбитражной панели для разрешения споров о защите инвестиций, то есть то, что турецкие граждане инвестировали на территории России. Также у нас есть европейская конвенция по правам человека, которая, безусловно, защищает права бизнеса на обращение за защитой своих прав собственности, в том числе, и ряда других прав.

Что касается конкретно ВТО, то нужно сказать, что это было бы очень интересное дело, если Турция обратится с запросом о создании панели ВТО по данному вопросу, потому что дел, обсуждающих положение, это статья 21 генерального соглашения о тарифах и торговле, исключение по соображениям безопасности, дел таких ВТО еще не рассматривало. Было четыре дела, где этот вопрос поднимался, но они были закрыты по разным причинам, не дошло непосредственно до каких-то комментариев со стороны арбитражной панели ВТО. Эксперты комментировали вопрос о том, могла ли Россия идти в ВТО…

Севрюгин: Потому что в отношении России тоже были введены санкции со стороны членов ВТО.

Исаева: Но это все нерешенные вопросы. Опять же, очень много тонких юридических моментов. Основное, наверное, то, как сформулировано исключение по соображениям безопасности, в принципе дает право государству предпринимать действия, которые государство считает необходимым для защиты своих существенных интересов безопасности. Как это будет интерпретироваться судом… То есть Россия считает это необходимым, в то же время нужно обратить внимание, что, безусловно, создатели генерального соглашения о тарифах и торговле принимали в расчет то, что участники ВТО не могут применять это положение в любых обстоятельствах как некий такой механизм преследования собственных коммерческих интересов.

В любом случае арбитры будут обсуждать вопрос, обосновано ли применение санкций со стороны России, были ли эти существенные интересы нарушены, является ли эта ситуация чрезвычайной. Безусловно, все эти ответы будут очень важны, в том числе, и для развития права ВТО по вопросу о соображениях безопасности в рамках исключений из действия соглашений. Посмотрим, сложно пока сказать, что это будет.

Фото: Depositphotos

Другие выпуски