Без личной встречи — не получится. Договорятся ли Эрдоган и Путин о Сирии в очередной раз
Владимир Путин ждет в Москве президента Турции Реджепа Эрдогана — он прилетит в столицу в четверг, лидеры государств обсудят накалившуюся в последние дни ситуацию в Сирии. В конце прошлой недели Анкара начала военную операцию, во время которой турецкие военные сбили два сирийских самолета. В ответ сирийцы заявили, что теперь не гарантируют безопасные полеты для турецких самолетов через их территорию. Как развивался и чем кончится конфликт между Эрдоганом и Путиным — в материале Антона Баева.
Турция снова атакует. Но на этот раз это не «удар в спину», как было в октябре 2015 года, когда турки сбили российский самолет, — а удар за спиной.
Турецкие ПВО сбили два Су-24 сирийских ВВС. Никто не пострадал — пилоты успели катапультироваться. Это произошло в воскресенье в результате операции «Щит весны».
Москву президент Эрдоган попросил не вмешиваться: «Вчера я сказал Путину: что вы делаете там, в Сирии? Хотите построить военную базу — стройте. Но уйдите с нашего пути и оставьте нас с режимом Асада один на один. Поверьте, мы сделаем с режимом то, что должны сделать».
Операцию Анкара назвала ответом на убийство более 30 бойцов в ночь на пятницу. Тогда сирийские самолеты ударили по колонне, в которой, как оказалось позже, были турецкие военные.
В Анкаре развернулись протесты против России — ее называют виновной в произошедшем. Под горячую руку попали сотрудники агентства Sputnik, которых задержали в субботу. К понедельнику журналистов, якобы обвиненных в предательстве родины, отпустили.
При этом все действия турецкой стороны не направлены против России, заявил министр обороны страны.
Хулуси Акар, министр обороны Турции: У нас нет намерения или цели противостоять России. Наше единственное намерение здесь — остановить сирийский режим от резни, устранить таким образом радикализацию и миграцию.
Пока же Анкара, чтобы решить проблемы миграции, открывает границы. В понедельник МВД Турции отчитался о 80 тыс. беженцев, которые пересекли греческую границу. Греческие пограничники уже применяют щиты и световые гранаты, чтобы отогнать бежавших сирийцев. Но Анкара пока не планирует закрывать границу.
Онур Синан Гюзальтан, турецкий политолог: Уже четыре миллиона сирийских беженцев живут в Турции. Если сирийское и российское давление продолжится в Идлибе, то еще два миллиона человек оттуда мигрируют на территорию страны. Это большой риск для нас.
Чтобы удержать Дамаск от резни, турецкие военные развернули боевые беспилотники и увеличили поставки нового вооружения в Идлиб. В результате войска уничтожили восемь вертолетов, более ста танков и две тысячи сирийских военных. Дамаск эти цифры не подтвердил. Но развернувшаяся операция только увеличивает потоки бегущих из страны.
Онур Синан Гюзальтан, турецкий политолог: Мы должны двигаться шаг за шагом. Если этого не произойдет, волна мигрантов станет потрясением для всей Европы. И это плохо скажется на войне в Сирии. Это будет иракский сценарий, мы получим второй Ирак.
Чтобы избежать этого, президент Эрдоган приедет решать вопросы с Москвой уже в этот четверг. Встречу подтвердили в Кремле, но резких слов пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не говорил и на обвинения Анкары отвечать не стал.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: Действительно, президент Турецкой Республики прибудет в Москву 5-го марта, где у него запланированы переговоры с нашим президентом. Мы сохраняем приверженность Сочинским договоренностям. Мы выступаем за территориальную целостности Сирии. Мы поддерживаем, естественно, Сирию в намерениях продолжить борьбу с террористами. Мы придаем большое значение взаимодействию с нашими турецкими партнерами.
Юрий Мавашев, директор Центра изучения новой Турции: О чем бы не шла договоренность в Кремле, о чем бы не шел диалог — он уже не будет, скажем так, таким теплым, таким радушным, как он был раньше. После того, как есть погибшие, либо Россия дает определенные гарантии, либо в Турции, соответственно, все те решения, что будут в четверг приняты, тот диалог который будет, турецкое общество разорвет на части.
Пока турецкая операция в Идлибе продолжается, оппозиция при поддержке Анкары ведет наступление на юг. Границу закрывать не планируют, поэтому сирийцы бегут от режима Асада по воде и по суше.
Сколько еще десятков и сотен тысяч человек успеют сбежать до того, как Москва и Анкара договорятся о новых условиях мира в Сирии, не знают даже в Турции.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.