Тунисские протесты развалили правительство: потребовалось меньше суток
В Тунисе новая арабская весна. Теперь вместо диктаторов борются уже с исламистами. В стране, где начались протесты, опять революция, правительство страны отправлено в отставку, правда, сами министры отказываются уходить.
Новая волна массовых беспорядков вспыхнула после громкого политического убийства оппозиционера. И вот теперь, похоже, в стране опять начинается уличная война. О ситуации в Тунисе – Родион Мариничев.
Мариничев: Акции протеста, которые начались в Тунисе накануне, продолжились сегодня. Буквально пару часов назад полиция разогнала митингующих в городе Гафса на Юго-Западе страны. Как сообщают местные СМИ, был применён слезоточивый газ. Жители Гафсы вышли на демонстрацию по той же причине, что и их единомышленники из столицы – накануне. Десятки тысяч человек осуждают убийство известного в стране оппозиционера Шукри Бельэйда. Это произошло накануне днём. По данным МВД, политика застрелили двое молодых людей, которые скрылись на мотоцикле. Ранения оказались смертельными. Бельэйд умер в больнице. Волнения, которые тут же начались в стране, вроде бы возымели действие. Люди требовали отставки правительства, и накануне поздно вечером премьер Хамади Джебейли объявил о ней.
Хамади Джебейли, премьер-министр Туниса: Я сформирую правительство технократов, которые не будут представителями ни одной партии и которые смогут по-настоящему служить стране. Они останутся у власти до проведения новых выборов, нам нужно провести их как можно быстрее.
Убийство Бельэйда не могло не всколыхнуть тунисское общество – этот человек был одним из лидеров светской оппозиции. Он входил в руководство патриотической демократической партии, которая выступает за проведение либеральных реформ. Это политик примерно такого же уровня, как в России – Алексей Навальный. Решение премьера о роспуске правительства, кажется, немного разрядило обстановку. По крайней мере, оппозиционеры, многие из которых как раз участвовали в стихийных митингах, восприняли его позитивно. Хоть левые политики и заявляли о том, что оно запоздалое. Однако сегодня однопартийцы Джебейли, представители правящей исламистской партии «Ан Надха», не поддержали своего соратника, заявив о том, что расходиться не собираются. Дело в том, что нынешний кабинет состоит в основном из исламистов, а они не хотят делиться с властью. Именно поэтому последние несколько месяцев в Тунисе развивается политический кризис, так что вчерашнее убийство было лишь последней каплей, переполнившей чашу терпения. Теперь уже ясно, что Тунису, скорее всего, не миновать новых социальных потрясений. И в Европе пристально следят за развитием событий. Особенно во Франции. Там готовы поддержать свою бывшую колонию.
Лоран Фабиус, министр иностранных дел Франции: Это дерзкое политическое убийство. Я хочу выразить тунисцам свою личную поддержку и поддержку всей Франции. Мы будем помогать тем, кто хочет положить конец насилию, жители Туниса - наши друзья, братья, двоюродные братья.
Правительство Джебейли проработало чуть более года, с декабря 2011, и своих ожиданий не оправдало. Теперь, когда вновь разворачивается ожесточённая борьба за власть, четыре оппозиционные партии объявили о приостановке своей работы в парламенте и призвали к проведению всеобщей забастовки. Среди самих тунисцев, в том числе и живущих в эмиграции, нет единого мнения о том, что для страны сейчас главное.
Мохаммед Зейди, очевидец: Мне нравится идея сформировать техническое правительство, главное, чтоб это было не на словах, а на деле, а то знаете, у нас часто получается именно так.
Мохаммед Тунси, очевидец: Ясно, что это вынужденное решение и не слишком обдуманное. Я не думаю, если законно избранное правительство уйдёт в отставку, то какой-нибудь другой кабинет сразу справится с проблемами. Зачем менять шило на мыло?
В связи с обострением обстановке в Тунисе российский МИД сегодня рекомендовал нашим гражданам, которые там находятся, держаться подальше от мест проведения демонстраций. Это слова официального представителя ведомства Александра Лукашевича. Когда станет спокойнее в Тунисе, неясно. По крайней мере, пока никаких предпосылок для этого нет.