«Можем увидеть и 100 долларов за баррель»: почему растут цены на нефть
Цены на нефть растут и приближаются к рекордному уровню за несколько лет. А ведь еще совсем недавно баррель можно было купить за несколько десятков долларов. Потребители топлива ждут решения стран-участниц ОПЕК о повышении квот на добычу. Но ключевые игроки организации пока не могут договориться.
Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты смогли договориться о новых квотах на поставку нефти. С содержанием предварительных итогов соглашения познакомились агентства Bloomberg и Reuters. Однако спустя несколько часов в Минэнерго Эмиратов опровергли договоренность. То, что на первый взгляд кажется очередной склокой монархий Персидского залива, на самом деле может иметь очень значимые последствия. Ведь экономический спад, который вызвала пандемия, кажется, постепенно заканчивается. А это значит, что транспорт и предприятия постепенно возвращаются к привычному объему работы.
Но вот незадача — в апреле прошлого года, в самый разгар пандемии, цены на нефть упали до рекордно низких 20 долларов за баррель. И экспортерам нефти не оставалось ничего другого, кроме как решительно снизить квоты на добычу. По оценкам, экспорт упал на 19 млн баррелей в сутки. Россия также принимала участие в переговорах в формате ОПЕК+. И вот что по итогам встречи рассказал Александр Новак, глава Минэнерго в то время:
«Почти 10 часов заседали, обсуждая ситуацию на рынке и те меры, которые необходимо принять условиях существенного падения спроса, переизбытка на рынке, падения цен и возможности затоваривания хранилищ. Нам нужно будет мониторить ситуацию на рынке, она будет, безусловно, меняться. И в случае необходимости будут приниматься либо дополнительные меры, либо будет более быстрыми способами восстанавливаться добыча в странах для того, чтобы не допускать в том числе и переизбытка нефти».
Договориться о сокращении было не просто, но, как оказалось, найти компромисс внутри ОПЕК по вопросу увеличения квот ничуть не легче. А увеличивать надо. Ведь как следует из недавней оценки Международного энергетического агентства, сейчас предложение нефти отстает от спроса. В июне рынку требовалось 97 млн баррелей в сутки, поставщики готовы были отгрузить только немногим более 95 млн. При сохранении нынешней ситуации эта вилка будет только нарастать.
Возможный дефицит уже отразился на рыночной цене нефти. Последние недели она держится в коридоре 75-77 долларов за баррель. На сопоставимом уровне цена была два года назад. И ситуацию как раз могла исправить сделка между ОАЭ и Саудовской Аравией. Но обе страны пока не могут договориться об увеличении квот на добычу нефти.
«В бюджетах этих стран заложены цифры именно те, которые мы сейчас видим на рынке. Для них 80 долларов — это как раз они приходят к тем цифрам, заложенным в бюджете, иначе ниже будет уже дефицит бюджета. Поэтому все заинтересованы не сильно быстро решать этот вопрос, потому что рынок реагирует — чем позже решится вопрос про новые квоты, тем выше будет цена. И таким образом в ближайшее время мы можем снова увидеть цифры с двумя нулями. <...>
Россия заинтересована в увеличении добычи, с точки зрения цен мы уже давно получили, что хотели. Для нас цена оптимальная — это все, что выше 43 долларов за баррель, именно эта цена заложена в бюджет. <...> Чем больше объемов будет нам доступно в рамках соглашения ОПЕК+, тем больше выручки будет у нефтяных компаний и, соответственно, больше объемов налогов поступит в бюджет. Поэтому все заинтересованы в увеличении добычи, но сделка, она комплексная, нельзя в одностороннем порядке увеличить добычу, поэтому все ждут окончательных договоренностей», — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Фото: drpepperscott230 / Pixabay