1 августа появилась новая версия гибели Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко в одном из изданий ЦАР, «Пальмар Сентафрик». Там говорится, что они были украдены, допрошены и только потом убиты представителями группировки «Селека». Эти данные разнятся с теми, которые передал водитель съемочной группы — по его словам, машина была расстреляна на месте. Последний день жизни — в видео и сообщениях близким Орхана Джемаля. Эксклюзив Дождя.
27 июля, рейс Москва — Касабланка. Орхан Джемаль отправляет друзьям фотографию заходящего на посадку самолета.
28 июля из Марокко они перемещаются в Банги, столицу Центральноафриканской Республики, а оттуда — в деревню Беренго, где находится бывшая резиденция императора Бокассы.
Бокасса прославился своей коронацией — церемониал в точности, до мельчайших подробностей, повторял коронацию Наполеона, чьим наследником себя воспринимал эксцентричный африканский диктатор. Туфли, в которых он был во время церемонии, занесены в «Книгу рекордов Гиннесса» как самые дорогие в мире. А еще Бокасса был людоедом — убив любовницу, съел ее печень, сердце и мозг, чтобы быть хитрым и мудрым, как женщина.
В поместье бывшего императора сейчас расквартированы российские военные инструкторы, которые обучают африканскую армию. Вот сюжет местного телеканала — смотр 400 солдат, на трибуне нынешний президент Таудера смотрит, как обученные русскими инструкторами солдаты разбивают ладонями кирпичи.
И таких сюжетов в интернете можно найти с десяток — крепкие широкоплечие африканцы кувыркаются с автоматами, Таудера по-отечески хлопает по плечу новобранца, а журналисты, захлебываясь в восторгах, говорят о появлении в республике профессиональной армии — благодаря русским. Но ни в одном сюжете лица этих инструкторов вы не увидите.
Президент Центральноафриканской Республики специально прилетел в Сочи в ноябре прошлого года, чтобы просить военной помощи у России. Тогда он встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
На кадрах одного из опубликованных в сетях видео диктор рассказывает, как русские военные помогают установить полевой госпиталь, а на заднем плане отчетливо слышна русская речь.
Основатель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев: Мы полагаем, что под термином «гражданские инструкторы» имеется в виду, конечно же, наемники «Вагнера». Вероятно, группа «Вагнера», как и в Сирии, ищет дополнительные возможности заработать в Центральноафриканской Республике — то есть, не только выполнять основные задачи тренировки солдат армии, но и извлечь какую-то выгоду из пребывания в стране. Возможно, исходя из этих предпосылок, что наемники действовали точно так же в Центральноафриканской Республике, зная о том, что месторождения алмазов находятся на северо-востоке страны, который находится под контролем группировок. Возможно, журналисты собирались поехать именно в те районы, поговорить с представителями группировок, посмотреть эти месторождения.
На базу журналистов не пустили, сказав, что прежде Минобороны должно дать аккредитацию. Данные Джемаля, Радченко и Расторгуева переписали и попросили подождать пять дней.
После отказа на базе журналисты вернулись в столицу — Банги. В воскресенье, за день до гибели, журналистов в отеле встретили двое полицейских и начали требовать взятку — 120 долларов. Население ЦАР говорит исключительно на французском языке, франкоговорящих журналистов в съемочной группе не было.
Не говорил по-английски и местный водитель, которого местная миссия ООН предложила журналистам в помощь. Тот же водитель помогал журналистам агентства «Франс-Пресс». Удивительно, но, не зная английского, именно он помог журналистам уладить конфликт с полицейскими.
На следующий день, 30 июля, журналисты должны были встретиться с так называемым фиксером — помощником в организации съемок, голландцем по имени Мартин. Он ждал журналистов в селе Бамбари — это 360 километров от столицы по местным дорогам. Предположительно, дорога могла занять полтора дня из-за бесконечных блокпостов на разбитых техникой грунтовых дорогах. Проехав единственный населенный пункт на своем пути — городок Сибю — поздно вечером они выдвинулись в сторону Бамбари, но по измененному маршруту — по неясным причинам они двинулись на север, в то время как кратчайший путь в Бамбари — на восток.
Иностранные журналисты, побывавшие в ЦАР, говорят о странности нападения на этом участке дороги. Они говорят, что этот путь едва ли не самый безопасный в Республике — дорога относительно ровная и контролируется правительственными силами, но ни в «Центре управления расследованиями», ни местные власти не говорят, почему журналисты изменили маршрут. Этого пока не объяснил и водитель, который остался жив и рассказал властям о случившимся. Ни он, ни фиксер Мартин на звонки не ответили.