Транзитная зона – не помеха. Спецслужбы могут вытащить Сноудена даже из самолета

26/06/2013 - 21:26 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно
Известный испанский судебный следователь Бальтасар Гарсон, возглавляющий команду юридических советников Wikileaks, отказался защищать экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, который по-прежнему сидит в транзитной зоне аэропорта Шереметьево.

Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов тоже поучаствовал в судьбе Сноудена и подыскал ему новую родину. Он предложил отправить беглеца в Венесуэлу, которая выразила готовность предоставить беглецу убежище.

Между тем, глава российского МИДа, Сергей Лавров сегодня еще раз подчеркнул, что у России к транзитному пассажиру нет претензий, и он может вылететь куда угодно в любую минуту. Так ли недосягаем он для спецслужб в капсульном отеле аэропорта – выяснял Тимур Олевский.

Олевский: Экс-подрядчик ЦРУ одиноко бродит  сейчас где-то по транзитной зоне аэропорта Шереметьево и выбирает, куда ему дальше лететь. Такую картину мы вполне можем нарисовать хотя бы из рассказа президента Владимира Путина, который объяснил, что транзитный пассажир из Гонконга не пересекал границу России. «У нас к нему претензий нет, а связываться с ним все равно что поросенка стричь – много визгу, мало шерсти,» - а таком духе объяснял позицию России Владимир Путин в отношении гражданина США.

Если разобраться, так ли неуязвим с юридической и практической точки зрения господин Сноуден для российских спецслужб? Вдруг Вашингтон сможет убедить Москву выдать им человека, раскрывшего секреты ЦРУ о прослушке иностранных граждан?

Итак, Сноуден находится в транзитной зоне. Многие ошибочно путают ее с заграницей, мол, раз пройден паспортный контроль и таможня. Однако это все еще российская земля. Отличается она лишь тем, что на ней действует особый режим. Согласно международному соглашению о транзитных пассажирах, они могут оставаться в этой зоне чистой с точки зрения таможни без виз. Иностранный самолет оказывается в России, не когда он приземляется и люди выходят в аэропорт, а как только пересекает государственную границу, с какой бы стороны они ни влетал в страну. Так происходит  в любой стране. Вся территория аэропорта принадлежит государству. Я сегодня звонил в Британию юристу Александру Гольдфарбу, просил его припомнить, как работают по этому поводу британские правоохранительные органы и спецслужбы, он сказал, что иногда именно поэтому они себя ведут очень странно.

Александр Гольдфарб, руководитель Фонда гражданских свобод: Я знаю, что англичане, когда ловят нелегальных иммигрантов, стоят прямо на трассе самолета. Если они видят подозрительного человека, они проверяют документы, и если что не так, разворачивают его и не выпускают из самолета. Потому что в тот момент, когда они его выпускают из самолета, он находится уже в их юрисдикции, они не могут ему отказать, если он попросит ему убежище.

Кстати, в США вообще нет транзитных зон в аэропортах. Если в duty free или в другом магазине беспошлинной торговли в Москве, предположим, кто-то украдет, то его задержат не голубые каски ООН, а сотрудники охраны аэропорта. Мне сегодня вспомнилась история Леонида Развозжаева, которого по его собственным утверждениям не то что из транзитной зоны – из другой страны привезли в автобусе спецслужбы. Впрочем, это опровергают: говорят, что он прошел паспортный контроль.

В 70-х  годах Рудольфа Нуриева, прославленного танцора, который сбежал из Советского Союза в США, чуть не выкрали сотрудники КГБ. Искали они его на борту самолета, который летел из США в Австралию, но совершил по непонятным причинам вынужденную посадку в Каире, где были наши войска. Сотрудникам КГБ не помешало, что это был иностранный самолет и вообще другая страна, и только чудо спасло балетного премьера от возвращения в СССР или тюрьмы. В наши дни наследники советской госбезопасности оказались куда скромнее, они не могут задержать беглого сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена.

Тот по-прежнему скрывается в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. Сегодня я говорил с одним из сотрудников спецслужб, который рассказал, что шесть лет назад наши оперативники неожиданно решили задержать контрабандистов с крупной партией слоновой кости. Они находились в транзитной зоне и в России выходить не собирались, но их задержали, пришли с таможенниками, перевели через кордон, и это совершенно не помешало предъявить им претензии. Потом разгорелся небольшой международный скандал, все обошлось. Так что судьба Сноудена все же пока зависит от воли российских властей. Российские власти голосом министра Лаврова говорят, что ему лучше как можно скорее улететь куда-нибудь подальше.

Другие выпуски