Заработать на изгое: как российские компании сотрудничают с КНДР
США вновь ввели санкции в отношении России. Они коснулись 6 россиян и 4 российских компаний. Но на этот раз санкции ввели не за Крым или Донбасс, а за сотрудничество с Северной Кореей в нарушение санкций ООН. Российский МИД, в свою очередь, уже обещает принять ответные меры. Пока Москва и Вашингтон «меряются санкциями», российский бизнес зарабатывает на стране-изгое. Кто и как именно, рассказала Маргарита Лютова.
Официальный статус российско-корейских отношений не определен. С одной стороны, Россия присоединилась к санкциям ООН, которые запрещают поддерживать программу вооружений КНДР, поставлять в страну топливо или закупать у нее сырье. С другой стороны, Россия то и дело затевает межправительственные проекты, а российские компании, как выясняется, работают на северокорейском рынке.
22 августа в санкционный список США по линии КНДР вошли четверо россиян. Их фамилии неизвестны, в прессу они ранее не попадали. Известно, что трое из них связаны с сингапурскими компаниями. По данным минфина США, они поставляли в КНДР топливо в обход санкций ООН.
Единственный относительно публичный фигурант нового северокорейского досье — компания «Гефест» с собственником и руководителем Рубеном Киракосяном. «Гефест» занимается металлопрокатом и, по данным минфина США, поставлял продукцию для корейской госкорпорации, которая участвует в программжее развития вооружений КНДР. Говорить с Дождем Киракосян не стал — по словам секретаря «Гефеста», он в отпуске. Впрочем, он уже успел опровергнуть какие бы то ни было сделки с КНДР в комментарии ТАСС.
Самый известный фигурант санкционного списка США по линии КНДР — это Эдуард Худайнатов, бывший глава «Роснефти», и, как принято считать, близкий соратник Игоря Сечина. Но за связи с КНДР наказан не он сам, а его «Независимая нефтяная компания», которая, по данным Минфина США, снабжает Северную Корею топливом на сумму более одного миллиона долларов. Худайнатов с удивлением отреагировал на такую информацию. «Я совершенно шокирован. Особенно поразила меня выявленная администрацией США связь моей компании с северокорейской ядерной программой: у меня не хватило бы воображения такое выдумать», — сказал он.
Зато России и КНДР хватает воображения на самые амбициозные совместные проекты. Например, газопровод из России через Северную Корею до Южной. «Газпром» договорился с южнокорейской Kogas почти 10 лет назад, с тех пор проект периодически всплывает в официальных заявлениях — например, недавно его упоминал Владимир Путин.
Общей трубы пока нет, зато есть связь по железной дороге. Три года назад совместное предприятие РЖД и северокорейских партнеров реконструировало ветку от российской границы до северокорейского порта Раджин, первый поезд в соответствии с северокорейским церемониалом торжественно встречал Владимир Якунин.
Россия и сейчас пользуется этой дорогой и северокорейским портом для торговли с Китаем. А три месяца назад появилась и прямая связь по морю — из Владивостока начал ходить паром.
Торговый оборот России с КНДР совсем невелик. Так, в прошлом году Россия поставила в Корею товаров на 68 млн долларов (в основном нефть и нефтепродукты), а купила — на 9 миллионов. Крупнейшая статья — те самые морепродукты. Итого: взаимная торговля на 77 млн долларов. Для сравнения: самолет Airbus, которым пользуется глава Чечни Рамзан Кадыров, оценивается примерно в $80 млн.
Но Россию и КНДР связывает гораздо больше, чем просто торговля. Северокорейские рабочие трудились на знаковой стройке — стадионе «Зенит-Арена». Правда, в кадр они попадают редко, хотя много лет работают по всей России — от Петербурга до Сибири.
Если из Северной Кореи в Россию едут рабочие, то от нас туда — звезды телевидения. В апреле 2017 года ряд СМИ разместили рекламу северокорейского режима, а телеведущие Елена Летучая и Елена Ким съездили в пресс-тур. Летучая, судя по ее видеоблогу, осталась под впечатлением. В частности, она была восхищена размерами мавзолея Ким Чен Ира. «Если народ так уважает своих лидеров, мне кажется, это достойно уважения», — сказала она.
Фото: Виталий Аньков/РИА Новости