Путешествие томоса из Стамбула в Киев и обратно, и кому теперь достанется Киево-Печерская лавра
Все рождественские дни российская и украинская прессы были полны сообщениями о путешествиях томоса — грамоты об автокефалии, выданной Константинополем украинской церкви. Свиток вместе с Петром Порошенко переместился из Стамбула в Киев, где был поставлен в Софийском соборе, а потом исчез. Томос нашелся на церемонии голосования синода константинопольского патриархата, где он был ратифицирован единогласно. Теперь УПЦ является формально независимой, и намечается борьба за самую важную святыню — Киево-Печерскую лавру. Что дальше? Обсудили с ученым-библеистом, профессором РАН Андреем Десницким.
Андрей, внимательно ли вы прочитали томос?
Как сказать, прочитал, да, наверное. Я не специалист по автокефалиям, по каноническому праву, но прочитал с интересом, да.
Действительно ли, на это особенно обращает внимание российская патриотическая пресса, этот томос отличается от аналогичных бумаг, выданных другим поместным церквям, и, скажем так, сильно ограничивает в правах и главу, митрополита Епифания, при том, что он не патриарх? Обязывает его согласовывать все решения с Синодом, и кроме того, высшую судебную власть Константинополь берет на себя.
Знаете, во-первых, далеко не каждая поместная церковь имеет томос. Вот сам Константинополь, он же был построен как Константинополь только в IV веке, когда уже христианство давно было, и у него никакого томоса, насколько я знаю, нет. Вот не было такого, чтобы Александрийский или Иерусалимский патриарх дали константинопольскому епископу некую бумагу, в которой признавались бы его права на независимость, это просто сложилось так исторически. Поэтому сама по себе бумага не является чем-то абсолютно необходимым, и эти бумаги подписывались иногда очень сильно задним числом, как московская. Московская Патриархия, кстати, получила бумагу спустя больше ста лет после фактического отделения от Константинополя.
Но сейчас совершенно точно Константинополь пытается, что называется, переучредить модель мирового православия. В общем, мирового православия уже на данный момент нет, есть его московская версия, которую поддерживают, кстати, Польская и Сербская поместные церкви, возможно, еще какие-то поддержат, и Константинопольская, которую поддержит кто-то еще. Вот в этой константинопольской версии, собственно говоря, чем важен томос, он показывает, как нынешний Константинопольский патриархат видит устройство православного мира, что вот есть другие патриархаты, которые на своей территории пользуются полными правами, а в принципе весь остальной мир, включая Украину, неважно, Америку, Македонию и Черногорию, которые явно стоят в очереди, политические их руководства стоят в очереди на получение своей автокефалии, вот это все территория Константинополя, который наделяет их разными, скажем так, степенями автономии, но при этом не забывает напомнить, что все равно это все Константинополь.
Специального унижения Украины тут не было, правильно я понимаю?
Нет, никто не унижает, более того, украинские православные, которые хотели автокефалию, получили все, что они хотели. Но одновременно Константинополь подчеркивает, что это все-таки часть его юрисдикции глобальной, как Канаду и Австралию возглавляет английский монарх. Это независимые страны, но формально они возглавляются английским монархом. Вот Украинская церковь формально возглавляется Константинопольским патриархом, хотя фактически независима.
Вот уже имущественные начались споры. Еще 27 декабря представители новой Украинской церкви заявили о том, что хотят мирным путем получить две лавры, Почаевскую и Киево-Печерскую. И вот довольно предсказуемые результаты инспекции Министерства культуры, что плохо используются, много хозяйственных построек на территории, может попасть в «черный список» UNESCO Киево-Печерская лавра и так далее. Могут ли на этом основании отнять Киево-Печерскую лавру у церкви Московского патриархата и передать ее новой церкви? Как она называется, даже не помню, как сокращенно называется.
Я еще меньше специалист по, скажем так, украинским законам, поэтому не знаю, что там можно на каком основании сделать, но совершенно очевидно, что национальные святыни, безусловно, две лавры — это главнейшие святыни Украины, православной Украины, теперь государство постарается передать новообразованной церковной структуре, поскольку оно обладает, юридически государство обладает этими объектами, они не принадлежат какой-то церковной организации. Наверное, рано или поздно государство найдет способ оформить эту передачу, но понятно, что это не будет мирным процессом, потому что те, кто сейчас живет в этих лаврах, монахи, которые, собственно говоря, населяют их, которые оберегают эти святыни, я сильно сомневаюсь, что они вот так спокойно скажут, ну ладно, мы пойдем куда-нибудь еще, и откроют дверь своим, скажем так, противникам. Наверняка там будет очень долгая и сложная история. И это все очень печально, потому что вот мы говорим сначала о каких-то там духовных вещах, о том, что вот давайте мы создадим свою версию украинского православия. Ну, против этого трудно возражать, а первое, что начинается, это дележ недвижимости, вот это очень печально.
Благодарю вас.
Фото: Zuma / TASS