Тимошенко могут арестовать с минуты на минуту

22/07/2011 - 19:21 (по МСК) Мария Макеева, Михаил Зыгарь
Поддержать ДО ДЬ

Юлии Тимошенко может быть признана виновной по так называемому "газовому делу". Прямо сейчас в Печерском районном суде Киева идет заседание, где рассматривается уголовное дело в отношении бывшего премьера. Украиский журналист Мустафа Найен в зале суда на связи с телеканалом ДОЖДЬ.

Зыгарь: Есть ли какие-то последние известия из суда – арестовали Юлию Тимошенко, нет, и насколько это вероятно?

Найен: Прямо сейчас иду из зала суда, потому что я живу тут недалеко. Я ушел, когда объявили очередной перерыв. Надо отметить, что этот суд беспрецедентен именно тем, что буквально каждый час объявляются какие-то перерывы, и заседающий уходит в совещательную комнату, где должен быть по идее один, но есть подозрения, что он там с кем-то общается. Это высказывание подсудимой Юлии Тимошенко.

Зыгарь: А с кем? Просто у нас не так давно тоже был похожий скандал – обвиняли судью Данилкина в том, что он якобы писал приговор под диктовку Мосгорсуда. Как это происходит в Киеве, под чью диктовку может писать свое обвинительное заключение судья?

Найен: Насколько я помню, судье Данилкину как раз приговор писали. Пока у нас приговора нет, есть только сам ход заседания. Дело в том, что команда Юлии Тимошенко избрала тактику, что они будут затягивать процесс как можно дольше. Они три раза меняли защитников, они жалуются, что у них нет времени для ознакомления с делом. И вот буквально вчера ночью я встречался с представителями БЮТа и они говорили, что у них есть информация о том, что якобы вчера судья Родион Киреев, который ведет дело, встречался с кем-то с Банковой, то есть из администрации президента, и во время этого разговора была поставлена четка я задача – арестовать ее сразу после допроса свидетелей. Сегодня, когда я уже говорил с Юлией Тимошенко лично, она в комментарии сказала, что по ее данным, какой-то из свидетелей должен был дать показания о том, что на него оказывается давление, и после этого суд вынужден был бы принять решение о ее аресте. На данный момент Юлия Тимошенко жива, здорова, находится на скамье подсудимых. Она сидит – так мы говорим у нас, постольку поскольку Юлия Тимошенко принципиально отказывается вставать из уважения к судье, называя это «не суд, а судилище». В таком темпе тактической игры со следствием, какие-то идут ходатайства, какие-то обвинения в адрес судьи, протекает и сегодняшний день. Он ничем не отличается от других дней. Единственное – что да, есть некоторая нервозность и в команде Тимошенко, и она явно есть среди представителей прокуратуры.

Макеева: Как раз хотела спросить: вы разговаривали с Юлией Тимошенко – как она вообще настроена? Она верит в то, что останется на свободе или у нее самой есть реальное впечатление, что она действительно может оказаться под арестом? Что она планирует делать в этой связи - она будет идти до конца и готова пойти в тюрьму?

Найен: Надо сказать, что сама Юлия Тимошенко принципиально не комментирует прямой вопрос: «Юлия Владимировна, посадят ли вас в тюрьму или нет? Готовитесь ли вы к аресту?». Она отвечает, что «Я ко всему готова». Но из слов членов ее команды – вчера у них было совещание – насколько я понимаю, она действительно очень сильно обеспокоена тем, что ее могут все-таки арестовать. И вчера она уходила из штаба глубоко ночью в не очень хорошем настроении. Что касается того, что морально как она выглядит и как она общается с журналистами, достаточно очень спокойна. Сегодня она пришла без своей традиционной косы, у нее была более скромная прическа.

Зыгарь: По походному то есть?

Найен: Ну как-то да, непривычно.

Макеева: Не смешно, на самом деле.

Найен: Вы знаете, у нас тут уже шутят по этому поводу очень сильно. Есть грубые шутки в отношении судьи и в отношении Тимошенко, которая не встает, и в отношении судьи, у которого это самая большая проблема. Этот суд уже настолько превратился в фарс, и сторона обвинения, и сторона зашиты, и сам Киреев, судья, выглядят настолько смешно, что, честно говоря, многие журналисты уже потеряли интерес к суду. Всех интересует только один факт – будет ли приговор, арестуют, посадят или не посадят. Вот сейчас это самый главный вопрос.

Зыгарь: Как нынешний судебный процесс, если ее все-таки арестуют, как это может повлиять на ее дальнейшие политические шансы. Мы помним, что при Кучме, когда ее таки посадили однажды, она вышла из тюрьмы звездой, героиней. Используя этот свой тюремный багаж, она впоследствии стала героиней «оранжевой революции» и премьер-министром. Этот новый старт как повлияет?

Найен: Я бы это сравнил: Юлия Тимошенко, когда ее в прошлый раз сажали в тюрьму, для нее это был как некий очищающий огонь, она как птица Феникс после этого возродилась, у нее действительно был очень высокий рейтинг, она стала мученицей, героем революции, героем борьбы против Кучмы. И вот сейчас, я думаю, что подсознательно и она, и ее команда – все рассчитывают, что второй поход в тюрьму может показаться таким очищающим огнем, который очистит и старые грехи, и какие-то недочеты, и ее не очень большие успехи на посту главы правительства. Но есть один нюанс: в 2001 году, то есть когда у нее были первый раз проблемы, в 2002 году, не было конкурентов на ее поле. На данный момент в Украине есть уже некая когорта молодых лидеров, я не хочу их называть, потому что неизвестно, кто из них может занять эту нишу, но очевидно, что кто-то займет в случае ее ухода. И неизвестно – уход ее в тюрьму сейчас будет очищающий огонь для нее как для политика или это станет крематорием. Вот это очень важный вопрос, потому что на самом деле сейчас ее поведение в суде и тот рейтинг, который у нее есть, имеет меньше значения, чем тот отрицательный рейтинг, который есть в отношении ее, потому что она все-таки была властью в течение 5 лет, она принимала участие в руководстве страны. И от «оранжевой революции», от «оранжевой команды» есть большая усталость, в том числе, от Юлии Тимошенко. 

Также по теме
    Другие выпуски