Теракт в Норвегии: первый день суда по делу Брейвика
Норвежский телеканал ТВ-2 в прямом эфире транслировал, как премьер-министр Йенс Столтенберг объявил минуту молчания на церемонии, проходившей в Университете Осло.
После этого король Норвегии Харальд V, члены королевской семьи и глава правительства поставили свои подписи в книге соболезнований. К минуте молчания присоединились также соседние с Норвегией страны - Швеция, Исландия, Финляндия и Дания. В минувшую пятницу сразу после стрельбы на острове в молодёжном лагере власти задержали подозреваемого - 32-хлетнего этнического норвежца Андерса Брейвика.
Выложенный в интернете "Манифест" Андерса Брейвика, помимо описания процесса изготовления бомбы и планов по изменению норвежского общества посредством терактов, содержит рассказы о его семье, детстве и путанные объяснения того, как он пришёл к экстремистским убеждениям.
Родители Брейвика (в доме его отца во Франции сейчас идут обыски) поддерживали левоцентристскую партию лейбористов. Финансовое положение своей семьи он сам оценивал как "средний класс". Андерсу Брейвику был всего год, когда его родители развелись.
Отец - Йенс Брейвик - был дипломатом в норвежском посольстве в Лондоне. Дом матери Андерса Брейвика в Осло сейчас охраняется полицией. Она, как и отец террориста, говорит, что узнала о том, что замыслил и реализовал сын, только из новостей. Андерс Брейвик требовал, чтоб судебный процесс над ним был открытым, но, вероятнее всего, власти на это не пойдут, дабы не рекламировать его идеологию.
Сейчас на связи с нами из Осло независимый российский журналист, Евгений Дьяконов.
Макеева: Последние новости каковы? Суд все-таки решил, что слушания по делу Брейвика будут закрытыми, насколько я поняла?
Дьяконов: Да, процесс будет за закрытыми дверьми. Сейчас в прямом эфире это все показывается. Привезли его под большой охраной, даже не показали журналистам.
Макеева: Сведения о том, что он будет арестован до какого-то определенного числа, вероятнее всего, осенью состоится суд - или как, что говорят? Основная версия, я так понимаю, только одна – это сделал он, по причинам, изложенным им в этом манифесте?
Дьяконов: Судья наложил четыре недели строгой изоляции – у них есть такая процедура. Всего такую процедуру могут продлевать четыре раза. То есть в полной изоляции он может общаться только со следователем и с адвокатом. Даже с сотрудниками тюрьмы там ограниченное общение. Закрыт доступ к СМИ, газетам, интернету, естественно, полная изоляция.
Макеева: Мы сейчас видели кадры норвежского телевидения, можно видеть, что на улицах Осло сейчас очень много людей, что все вышли в этот момент, в полдень по норвежскому времени, на улицу. Расскажите, как это происходило?
Дьяконов: Сегодня что происходило, я вам могу сказать только то, что я видел по телевидению. Я был вчера на всех траурных церемониях, около Центрального кафедрального собора. Я вам скажу, что очень удручающее такое впечатление, очень тяжело об этом говорить, тем более, что я был на месте взрыва, в эпицентре взрыва буквально через 30-35 минут. К сожалению, только сегодня соображать, где я был, что я делал, что я видел. Только сейчас я стал соображать, что все это очень страшно и очень печально. У меня просто нет слов даже как-то комментировать это.