16 января МХАТ имени Горького открыл свои двери новым руководителям — Эдуарду Боякову, Сергею Пускепалису и Захару Прилепину. Все трое раньше частенько ездили на войну в Донбассе, Прилепин даже командовал батальоном. Теперь им предстоит командовать театром в самом центре Москвы. И даже есть вероятность, что там появится постановка о ДНР. Подробности боевого искусства — у Василия Полонского.
Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. Горького: Уже в апреле афиша МХАТа, я обещаю вам, вас удивит количеством мероприятий и разными векторами, которые будут представлены.
Вот оно, новое руководство МХАТ имени Горького. Еще в прошлом году стало известно, что многолетний художественный руководитель Татьяна Доронина покидает свою должность. А на ее место приходит новая команда.
Павел Степанов, заместитель министра культуры России: Татьяна Васильевна остается президентом театра, и как президент театра может определять направление творческой деятельности театра.
Главный медийной персоной в новой команде театра стал писатель Захар Прилепин, он будет замом художественного руководителя по литературной части. Совсем недавно Прилепин и сам был руководителем. Правда, управлял не литчастью, а батальоном на Донбассе.
Теперь он человек искусства. На пресс-конференции Прилепин был безэмоционален. Единственное, что его порадовало и рассмешило — когда новый худрук Бояков сказал, что не собирается переименовывать театр в «Горький-центр», по типу «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.
Бояков:Приходит новая команда, и мы объявляем на пресс-конференции в ТАСС о создании «Горький-центр», теперь так у нас. Вот нет, понимаете. Может быть, даже кто-то этого и хочет, честно говоря, может быть, очень. Не будет этого.
Громкий хохот за кадром принадлежит Прилепину. Когда слово перешло ему, писатель, ярый боец Новороссии, рассказал о своих планах. Драматургом майор вооруженных сил самопровозглашенной Донецкой народной республики не собирается становиться.
Захар Прилепин, писатель: Есть идея сделать спектакль «Семь женщин Есенина», но это по большей части конечно же документы. Да, вскрываю карты, документы и есенинские стихи. В данном случае я выступаю как компилятор, а то сейчас сразу пойдет вещь, что Прилепин пришел чтобы ставить свои тексты в театре.
Все новое руководство МХАТа открыто выражает поддержку самопровозглашенной Донецкой народной республике и даже имеет отношение к театральным подмосткам ДНР. Еще в 2017 году Прилепин и Бояков выбрали Донецк для премьеры своего спектакля «Я — израненная земля». Теперь Донецк пора показать на сцене в Москве.
Сергей Пускепалис, заместитель худрука по творческой работе в МХАТ им. Горького:У нас есть в плане мысль о постановке на сцене театра поэмы Ревякиной «Шахтерская дочь», потрясающее антивоенное произведение, которое свидетельствует об ужасах войны. Я думаю, что это будет осуществлено.
Сергей Пускепалис — звезда фильмов, сериалов и тоже поклонник Новороссии. Правда, для его коллег постановка о ДНР не первостепенна.
Прилепин: Вообще тема вынести Донбасс на театральные подмостки, для меня она не первична. Для меня первична тема освобождения народа Донбасса от военного положения и принятия им демократического выбора своего собственного будущего. Вот эта тема меня волнует, а постановка моих текстов во МХАТе про Донбасс, нет.
Эдуард Бояков поставил все на свои места. Спектакль будет, когда появится хорошая пьеса.
Бояков: Если появится миллиардер, который даст миллиард рублей и скажет, поставь пьесу про Донбасс, я ему вынужден буду ответить нет, потому что миллиард хочется, но пьесы нет, понимаете. И никто меня не заставит ее придумывать, высасывать из пальца. Есть, например, выдающийся совершенно текст поэта Анны Ревякиной, большого поэта, я считаю, что это вообще главное, что было написано в русской поэзии за последние годы. И если, вот мы ходим вокруг да около, но это не пьеса, вот мы думаем, можно ли это сделать.
Новая команда МХАТа не хочет отказываться от классики, которую всегда ставили в театре, даже обещают реанимировать спектакль «Синяя Птица».Но основная задача Прилепина — адаптировать актуальную российскую литературу для МХАТа.
Прилепин: Нехватка в современном театре современной литературы в лице моих товарищей замечательных Евгения Водолазкина и Сергея Шаргунова, Александра Терехова, Алексея Иванова, Леши Варламова, вот, наверное, пять основных имен, которые для меня важны, поэтому я со всеми либо веду переговоры, либо буду вести переговоры о том, каким образом нам какие-то ключевые их тексты, завязанные на современность, адаптировать для театральной сцены. Потому что классика это восхитительно, это замечательно, это важно, но мы должны каким-то образом себя узнавать на театральной сцене в постановках самых умных и одаренных людей современности.
Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»