Тайные алмазы Никиты Михалкова: как на самом деле зарабатывает режиссер
Дело в том, что банк-кредитор попросил вернуть 134 миллиона рублей кредита, а директор просто взял и скрылся. Что теперь будет с вложениями Михалкова, и почему успешный кинорежиссёр оказался таким беспечным инвестором – выяснял Родион Чепель.
На проходной "ЧелПром Даймонд" сегодня была даже схватка. Охрана завода не пускала приставов, те вызвали группу быстрого реагирования. В итоге арестовали пока только имущество, алмазов и бриллиантов на заводе нашли на сумму на 7,2 млн рублей. Остальные алмазы – в Госхране, но и туда обещают добраться. Также грозят арестовать еще и производственные мощности завода. Откуда у Михалкова алмазы? Кинорежиссёр купил акции завода в феврале 2012 года, у него 10%. Еще 10% - тоже в семье, принадлежат его зятю, мужу старшей дочери Анны, Альберту Бакову – он первый вице президент концерна "Тракторные заводы", а президент концерна Михаил Болотин купил себе 20%. Остальные 50% - у основателя Александра Синтяева. По мнению экспертов, место для завода он выбрал очень правильно: на Урале хорошие огранщики и зарплаты ниже по сравнению с Москвой, Питером и Якутией, где много тратят на электроэнергию. При этом цель компании была благородная - под брендом UralDiamond продавать драгоценные камни только на внутреннем рынке.
Арарат Эвоян, вице-президент Российской ассоциации производителей бриллиантов: Они рискнули, вложились, чтобы обеспечивать бриллиантами внутренний рынок, это было очень похвально. Но производство бриллиантов – это мировой бизнес, его планировать только на продажу продукции на внутренний рынок – это сложно выжать оттуда прибыль. Поэтому они несколько лет поработали, поняли, что без экспорта ничего не получается, поэтому начали экспортировать тоже.
В итоге сейчас компания входит в десятку крупнейших российских огранщиков, при этом только она производит бриллианты мелких рассевов. В прошлом году выручка составила почти полмиллиарда рублей, правда, чистая прибыль – всего 78 тыс. рублей. С приходом новых инвесторов с Михалковым основатель и директор Синтяев ушел, и теперь нынешние владельцы обвиняют его в том, что это он влез в долги, а потом – сбежал. Может быть, он специально сделал так, чтобы банк-кредитор забрал себе завод – ведь шансов вернуть деньги не было – это было ясно заранее.
Арарат Эвоян, вице-президент Российской ассоциации производителей бриллиантов: Прибыли там очень низкие, особенно в последние годы, после кризиса 2008 года и после введения налога на добавленную стоимость для огранщиков. Вообще у них прибыль очень низкая, не для России. Максимально возможная прибыль, которую в последние годы можно было ожидать от ограночной промышленности, когда рынок хороший, когда сразу все закупается – 5%, но это очень редко. При таком уровне прибыли брать кредиты у российских банков – это несерьезно.
С кем Михалков ведет бизнес? С бизнесменом Альбертом Баковым. Тот с дочерью Михалкова Анной познакомился на мероприятиях Российского дома культуры. Баков привел за собой владельца «Тракторных заводов» Болотина. Сегодня они помимо прочего создают сеть из 250 кинозалов, с которой хотят занять 15% рынка кинопоказа. А Российский дом культуры Михалков продолжает использовать для налаживания деловых связей. Например, недавно он предложил на основе РДК создать благородное собрание для проведения года культуры в следующем году.
Никита Михалков, режиссер: Я об этом говорил с президентом. Я предлагаю на базе этого Фонда культуры организовать губернаторский клуб, благородное собрание не по крови благородное, а по помыслам, по нестяжательству лучших умов русских и нерусских людей, которые хотят добра нашему отечеству.
По данным журнала «Форбс», Михалков-бизнесмен за прошлый год заработал 2,5 млн долларов. Помимо алмазного, у него есть винодельческий бизнес с Константином Тувыкиным.
Виноградник находится в Тоскане, а марки вина носят названия фильмов Михалкова «12» и «Очи чёрные». Кроме того, режиссёр входит в совет директоров банка «Возрождение», владеет группой «Тритэ», которая производит фильмы и строит отель в Малом Козихинском переулке. Также Михалков является директором Российского союза правообладателей, которому производители и импортеры аудио и видеотехники ежегодно платят 1% от оборота. Эти отчисления уже назвали «михалковским налогом». Так что даже в случае банкротства алмазного огранщика, с капиталами известного кинорежиссёра всё будет в порядке.