«Не учитывать статистику по вирусу — это мракобесие». Священник отказался от сана из-за отношения РПЦ к коронавирусу
В Петербурге священник обратился в РПЦ с требованием лишить его сана. Он рассказал, что не разделяет позицию церкви по коронавирусу. Соответствующее прошение протоиерей Владислав Анцибор уже направил в петербургскую епархию. «Губернатор у нас распорядился, чтобы воздержались от посещения храмов, а церковь ответила: „Нет, ходите все“ <…> Я считаю, что это просто преступная такая вот беспечность, это значит подвергать риску свою паству», — рассказал священник в интервью «Фонтанке». Мы поговорили с Владиславом Анцибором о том, почему он принял такое решение и как на него отреагировали в церкви.
Здравствуйте. Расскажите, как в церкви восприняли ваше решение?
Здравствуйте. В церкви восприняли это с настороженностью. И конечно, мое решение поразило очень многих людей, ведь я находился в таком положении, что никто от меня не ожидал такого шага. Я не ушел из церкви из-за обиды, из-за неприятностей каких-то, а тут совпало несколько фактов: изменение моего мировоззрения, что было уже давно, и поводом явилась действительно вот эта ситуация с коронавирусом, когда церковь резко воспротивилась решению, распоряжению губернатора о мерах по предотвращению распространения коронавируса.
А что стало последней каплей?
Последней каплей для чего?
Для принятия вашего решения о том, что вы слагаете с себя сан.
Меня возмутила ситуация, когда интенции, мнения какой-то религиозной группы влияют на серьезные решения, судьбоносные, можно сказать, и когда реальное общество подвергается угрозе из-за того, что кто-то в силу своих представлений не принимает в расчет статистику, современные, так сказать, представления о том, как распространяется вирус. В моем представлении это называется мракобесие. То есть мракобесие, обскурантизм это что? Это когда у нас какие-то наши представления входят вразрез с современным научным нормальным пониманием мироустройства. Скажем, мы можем принимать меры какие-то там, молиться или даже перестать обмениваться жидкостями биологическими, что в церкви происходит, но при этом мы находимся друг с другом, и вирус распространяется, в том числе, и воздушно-капельным путем. И поскольку это все не учитывалось, и люди реально подвергались угрозе, меня это просто возмутило. Но это наложилось на то, что я уже давно понял, что я нахожусь немножко не в той парадигме для себя, которая существует в церкви. То есть церковь уже…
Постойте, но ряд церковных деятелей, некоторые даже выступают и на телевидении, ранее тоже с большим скепсисом говорили о современной медицине. Например, некоторые даже призывали женщин не раздеваться перед врачами. Разве вас это не смущало?
Это не было таким вот ярким фактом, и это не возникало в поле моего, так сказать, внимания. И меня это, как сказать, конечно, беспокоит, если бы я это узнал, то наверное, я бы среагировал. Но вот фактом стало то, что в Петербурге произошел такой конфликт. Лично я, как настоятель, должен был запускать народ в храм, не препятствовать им, это как представитель церкви, а как руководитель организации я вроде бы должен подчиняться был и распоряжениям губернатора. Вот для меня это явилось таким, так сказать, парадоксом, что ли, и я принял решение этому воспротивиться. Но это, опять же говорю, это был лишь некий повод такой информационный, просто моя картина мира она уже дала трещину несколько раньше.
Чем теперь собираетесь заниматься? И будет ли ваша жизнь в дальнейшем связана с религией?
Знаете, я хотел бы развиваться в зоне светского гуманизма. Чем я буду заниматься конкретно, я не знаю, и конечно, многие считают, что такой необдуманный шаг, бросился в никуда. Но я могу сказать, чем я буду заниматься в ближайшие дни. Поскольку я фактически без работы, я одену бейджик волонтера и помогу немножечко старикам, буду продукты им раздавать, приносить.
Спасибо большое. Очень достойно.
Фото: Санкт-Петербургская епархия РПЦ
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.