Священник Михайлов: нам хотят продать землю, отнятую советской властью

11/09/2012 - 21:05 (по МСК) Михаил Фишман, Татьяна Арно
Поддержать ДО ДЬ
Храмы, мечети и синагоги могут лишиться права безвозмездно пользоваться землей, на которой они стоят. Патриарх Кирилл написал письмо президенту Владимиру Путину о том, что новая редакция Гражданского кодекса, которая должна быть рассмотрена Думой во втором чтении, затрагивает интересы религиозных организаций.

В большинстве случаев эти земли принадлежат государству или муниципалитетам, а с 2010 года они могут безвозмездно передаваться религиозным учреждениям в собственность или долгосрочное пользование. Проект же лишает их такой возможности, пишет предстоятель РПЦ: «У собственников зданий на государственной или муниципальной земле будет лишь право ее выкупа, а безвозмездное пользование трансформируется в платное постоянное землевладение».

О том, что сейчас изменилось и насколько справедливо предложение выкупать землю под храмами, мечетями и синагогами – мы спросили у протоиерея Бориса Михайлова, настоятеля церкви Покрова Богородицы в Филях.

Добрый вечер, отец Борис. Вы ведь еще 20 лет назад занимались передачей культовых объектов верующим?

Отец Борис: Не 20 лет, поменьше, но, в общем, занимался этой проблематикой.

Насколько остро стоит вопрос? То есть, действительно ли, как пишет Патриарх в этом письме, придется отказываться религиозным учреждениям от тех земель, которыми они сегодня пользуются, потому что они не в состоянии за них заплатить?

Отец Борис: Вдвойне остро. Во-первых, потому что предполагаемая поправка в Гражданский кодекс противоречит Федеральному закону 73, который был принят 30 декабря 2010 года, «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», где не сказано, что мы должны выкупать, - безусловная передача этого имущества. Это первое противоречие. Второе противоречие заключается в том, что земля, которая принадлежала церкви, которая была ее кормилицей, – потому что эта земля использовалась для поддержания храма, для решения разных хозяйственных вопросов и для платы духовенству, для содержания клира, – теперь эти земли, у нас украденные советским государством, должны еще купить, сразу или в рассрочку.

Как вы думаете, какова будет реакция Президента и насколько он лояльно отнесется к этой просьбе?

Отец Борис: Я не берусь что-либо предполагать по этому поводу, какая будет реакция Президента, но я думаю, что всякий ответственный государственный человек не может не понимать, что вступать в противоречие с законом совершенно непродуктивно.

Если покопаться в российском законодательстве, там одно противоречие на другом. Предположим, это введено в силу, в той редакции, которая сегодня обсуждается в Думе. Что тогда происходит? Действительно происходит массовый отказ от земель?

Отец Борис: Я готов согласиться с тем, что сказал Святейший Патриарх Кирилл: скорее всего, что будет так. То есть мы выходим из игры, которая нам навязана по совершенно разбойничим правилам.

А почему такая ситуация возникла? Сегодня мы видим, что государственная власть вполне дружелюбно относится к церкви, и больших противоречий не видно. Это был какой-то умысел?

Отец Борис: Это какая-то последовательность, которую я не берусь даже предполагать, какие силы там действуют, но в любом случае, эта сила действует против основной массы населения и против права как такового, что совершенно недопустимо в государстве, которое желает быть правовым.

Я сам не юрист, поэтому не берусь с Вами дискутировать на эту тему. Наверняка у авторов этих поправок найдутся аргументы, где они скажут, что закон не прописывает конкретно процедуру, что нужно уравнять паству с непаствой, что у всех должны быть равные права…

Отец Борис: Равные права на справедливость, а не на беззаконие.

Кроме этого письма, какой план есть у вас – в широком смысле – по борьбе с этими новациями?

Отец Борис: Я могу только сказать, что это настолько противоречит закону, здравому смыслу и чувству справедливости, что, если государство желает иметь лояльных граждан, которые будут соблюдать законы, оно должно прежде всего само соблюдать эти законы. Я думаю, что это один из самых сильных аргументов, которые могут быть. Другой аргумент – можно развернуть и показать, как земля использовалась церковью исторически. Это долгий разговор, я понимаю, что это не для этого эфира, но, во всяком случае, в каждом приходе, в каждом монастыре можно документально подтвердить, что эти средства использовались по назначению и под контролем вышестоящей организации. В частности, для приходов таким контролирующим органом была Духовная Консистория. Деньги, которые наш храм получал от аренды земли, хранились в банке, и их сохранность и расходование контролировалось Консисторией.

Будем ждать реакции Владимира Путина, думаю, что в ближайшее время он ответит…

Отец Борис: Я думаю, что мы будем ждать реакции народа.

Другие выпуски