Сверхъестественная монополия. Как Юрий Ковальчук стал Рупертом Мердоком

26/11/2013 - 21:08 (по МСК) Дмитрий Казнин, Юлия Таратута
Поддержать ДО ДЬ

Сегодня компания «Газпром-Медиа» заявила о покупке «Профмедиа» у холдинга «Интеррос» Владимира Потанина. В сфере телерекламы образуется компания-монстр – на долю ее телеканалов придётся треть всех денег на рынке. Зачем новому главе «Газпром-Медиа» Михаилу Лесину еще телеканалы вдобавок к НТВ и ТНТ? 

Родион Чепель: О сделке пока только объявлено, регулирующие органы еще должны будут ее одобрить, и завершится она только в начале 2014 года.

Но Михаил Лесин, с октября он - гендиректор «Газпром‑Медиа», заявил, что рассчитывает на синергетический эффект от сделки:«Объединенный холдинг будет представлять собой структуру другого уровня, более высокого». Ни покупатель, ни продавец не называют сумму сделки, но в «Интерросе» ей довольны. При этом в сделку не вошли компании «Синема‑парк», сервис «ИВИ» и объединенная компания «Афиша‑Рамблер», владеющая, среди прочего, порталом Лента.ру.

Антон Муравьёв, пресс-секретарь группы «Интеррос»: Конкретно речь идёт о телеканалах, «ТВ3», «Пятница» и «2х2», вещательной корпорации «Профмедиа» и «Централ Партнершип»: С точки зрения «Интерроса» «Профмедиа» - это инвестиционный проект, в который мы эффективно вкладывали достаточно долгое время и сделали компанию привлекательной для профильных игроков рынка. Мы рассмотрели ряд предложений, поскольку «Интеррос» построил фактически лидера в сегменте развлекательных СМИ.

Источники утверждают, что Владимир Потанин давно подыскивал покупателя для своих медийных активов, переговоры шли, например, с «СТС‑медиа». В итоге – покупателем стал «Газпром-Медиа», крупнейший медиахолдинг в России. Он управляет каналами НТВ и ТНТ, спутниковым «НТВплюс», радиостанциями от «Эхо Москвы» до Comedy Radio, издательством «Семь дней», которое издает и «Итоги», и «Караван историй», там же кинокомпания «НТВ‑КИНО», кинотеатры «Октябрь» и «Кристалл‑Палас», а еще ‑ сервис RuTube.

Владеет холдингом — Газпромбанк, 47% акций которого — у «Газфонда». Средствами фонда управляет компания «Лидер», совладельцы которой — через «СОГАЗ» ‑ крупнейший акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук, которого называют вхожим в окружение президента России Владимира Путина.

После завершения сделки банкир Ковальчук будет владеть крупными долями в четырех из пяти медиа‑холдингов страны – он возглавляет «Национальную медиагруппу», та, в свою очередь владеет 25,01% акций «СТС‑медиа», он контролирует «Газпром‑Медиа», а ей теперь принадлежит «Профмедиа». То есть фактически Ковальчук – монополист на рынке телерекламы. Его объем в прошлом году 150 млрд рублей.

Как он устроен: Компания, которая хочет разместить рекламу на ТВ, обращается в одно из шести международных рекламных агентств. У тех контракты с одной из двух компаний, которые продают эфирное время под рекламу на ТВ – это «Видео-Инт» и «Газпром‑медиа». Эти две компании и распределяют 98% всех денег на рынке. Теперь тем же структурам принадлежат и большинство телеканалов‑вещателей. Владимир Евстафьев, который создал одну из первых рекламных компаний – «Максима» ‑ считает, что монополизм на рынке рекламы – это хорошо, рынок от этого только вырастет.

Владимир Евстафьев, бывший вице-президент Ассоциации Коммуникационных Агентств России: Рекламисты, те, кто продают, медиа-селлеры рассматривают ту ситуацию, которая в связи с рейтингами, в связи с занимаемыми по популярности местами этих СМИ, в зависимости от этого, они определяют ценовую политику и определяют продажи. И концентрация, с точки зрения продажи рекламных возможностей, она, конечно, очень благотворно влияет. Они, продавая самое популярное, могут в прицепочку продавать и какие-то менее популярные свои активы. При большом заказе они могут с клиентом договариваться по каким-то очень интересным проектам продажи своих активов больше, чем клиент пришёл купить.

Из двух компаний‑селлеров одну – «Видео Интернешнл» или «Видак» – создал экс‑министр печати и советник президента Михаил Лесин, вторую – «Газпром‑Медиа» – он с октября этого года возглавляет. Телеканалы, на которых компании, связанные с Лесиным, продают рекламное время, монополизирован структурами его, по слухам, давнего знакомого Юрия Ковальчука. Фактически, собственники этих структур продают рекламу сами себе. Есть опасения, что это приведёт к тому, что те, кто не входит в этот замкнутый круг, просто не выживут на рынке.

Михаил Бергер, генеральный директор медиахолдинга «Румедия»: На мой взгляд, есть проблема монопольных эффектов. Но поскольку сделка одобрена, значит, ФАС не нашел таких проблем. Вопрос в том, как он подходил к этому. Возникает сейчас монстр такого нечеловеческого размера, который независимо от того, что по этому поводу думает ФАС, все равно будет иметь возможность влиять на ценообразование на рекламном рынке, просто в силу своего размера. Это, конечно, не может вселять энтузиазм в остальных игроков медиарынка.

Пока сделка еще не заключена, можно лишь констатировать, что возвращение Михаила Лесина на медиарынок вышло триумфальным, это случилось несколько лет спустя после увольнения с поста советника президента Медведева. По слухам, именно его руками и был сотворён новый медиа‑магнат, российский Руперт Мердок, конкуренция ему составляют лишь структуры ВГТРК и игроки поменьше, вроде медиа‑холдинга Алишера Усманова, в который входят Mail.Ru Group, телеканалы Disney Russia, «МУЗ‑ТВ» и «Ю».

Другие выпуски