Сванидзе: Закон о волонтерах – это оружие против них

17/07/2012 - 21:42 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно
После активизации волонтеров в России заговорили о необходимости введения нового закона, который бы регулировал действия активистов. Правда, далеко не все уверены, что закон поможет волонтерам.

О будущем волонтерского движения и перспективах в связи с принятием закона о волонтерах мы спросили у Николая Сванидзе – историка, тележурналиста, члена Общественной палаты России.

Зыгарь: Как вы оцениваете инициативу Общественной палаты, ваших коллег из Общественной палаты по экстренной разработке закона о волонтерских организациях?

Сванидзе: Я просто знаю Дарью Милославскую, которая занимается этой тематикой, она, на мой взгляд, совершенно безупречный человек, и абсолютно убежден в том, ручаюсь, что она не имела в виду ничего плохого, и ее взгляды с взглядами господина Кондратенко на данную проблему радикально расходятся. То есть она-то как раз не считает, что нужно все на свете контролировать. Она считает, что нужно помогать волонтерам. Но другой вопрос, что хотим как лучше, а получается известно как, часто - как всегда, поэтому я не исключаю, что есть такие силы, которые хотят воспользоваться наработками моей уважаемой коллеги для того, чтобы взять волонтерское движение под контроль, такие опасения всегда есть.

Зыграрь: И вы думаете, что в ближайшее время вот этот законопроект, такой мирный и человеколюбивый законопроект, может превратиться в некое карательное орудие против волонтеров?

Сванидзе: Я не исключаю. Не в карательное, а в контролирующее, потому что есть силы, группировки во власти, они очень сильны, которые считают, что нужно контролировать все, что движется, и чем больше законтролируешь, тем, в общем, будет лучше, в частности, и волонтерское движение, которое плохо не потому, что оно вредоносно, а плохо потому, что оно бесконтрольно, его государство не контролирует, а потому оно непредсказуемо. Сегодня они кого-то спасают от пожара, завтра – от наводнения, а послезавтра на митинг организуются.

Зыгарь: Может быть, и не нужно было выступать с инициативой специального закона о волонтерах?

Сванидзе: Конечно, этот вопрос лучше задать Дарье Милославской, поскольку это ее епархия, но, насколько мне известно, это вообще разрабатывалось не в Общественной палате, а организацией, в которой она работает, от которой она попала в Общественную палату. И идея была, я повторяю, облегчить труд волонтеров, может быть, обеспечить им какую-то денежную компенсацию за их очень нелегкий самоотверженный труд. Другой вопрос, я повторяю, что как в дзюдо – любимом нашем виде спорта, может быть так, что прием начинает один человек, а заканчивает другой. Здесь начинать может Дарья Милославская с одними идеями и принципами, а закончить могут другие люди с совершенно иными принципами.

Арно: Просто всем уже кажется, что это звенья одной цепи: закон о клевете, об НКО, о волонтерах…

Зыгарь: Да, может быть, это у страха глаза велики?

Сванидзе: Вы знаете, да, но пуганая ворона куста боится не спроста, у нее есть для этого основания. 

Другие выпуски