«Сурков вернулся в Кремль и снова собирает стаю». Почему Иван Демидов ушел из Министерства культуры

26/11/2013 - 14:54 (по МСК) Никита Белоголовцев

Громкая отставка в Министерстве культуры. Нет, речь идет не о Владимире Мединском, конечно, а о его заместителе Иване Демидове. Это тоже очень известный человек, до министерства он работал в Кремле под началом Владислава Суркова. Собственно, именно с ним связывают уход Демидова, и заговорили об этом еще летом – вскоре после отставки самого Суркова. Однако есть вопросы и к самому министру Мединскому. Пока им не довольны сотрудники подведомственной ему отрасли, то есть деятели культуры. А что об этом думают в Белом доме и в Кремле?

Бывший ведущий «Музобоза», координатор «Молодой гвардии» «Единой России»»  и один из идеологов этой партии  Иван Демидов покидает Министерство культуры. Якобы он  уже написал заявление об отставке, пишет газета «Известия».  Высокопоставленный источник ДОЖДЯ в правительстве подтверждает эту информацию.  Вместе с тем, прес-служба Минкульта отказывается от комментариев по поводу сообщений об уходе Демидова. Однако и опровергать эту информацию там не стали.

Об отставке Демидова начали говорить еще полгода назад – сразу после ухода из правительства Владислава Суркова, человеком которого считается Демидов. Потом слухи возникли вновь – после встречи Владимира Путина с кинематографистами в Сочи, когда Демидова  лишили возможности руководить кино. Однако и тогда пост замглавы ведомства он все же сохранил. Почему Демидов уходит именно сейчас, официально не сообщается. Нельзя исключать, что вопрос его отставки на самом деле еще не решен, отмечает политолог Алексей Мухин.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации: Очень странная ситуация с Демидовым. Так много дезинформации вокруг этого дела, что даже не хочется комментировать ситуацию. Уход  Демидова или то, что он останется на посту, никак не повлияет на политическую, социальную или культурную атмосферу в обществе.

Скорее всего,  если Демидов все-таки покинет Минкульт,  он снова будет работать с Сурковым, который сейчас занимает должность помощника президента и курирует направление Абхазии и Южной Осетии, говорит политолог Владимир Прибыловский. Однако все это, по его мнению, вряд ли стоит расценивать как ослабление позиций самого главы ведомства Владимира Мединского.

Владимир Прибыловский, политолог: Ну подумаешь – от него ушел замминистра не из его команды… Все остальные – его заместители. И весь аппарат министерства забит этими православными. Он под себя сделал все министерство культуры. Но то, что кто-то требует от президента, чтобы он изменил политику, убрал Мединского, осадил его, - все это для Путина является основанием не делать этого.  При Суркове Демидов делал свою карьеру, ему, может, некомфортно работать с Мединским, и он попросится к Суркову. В принципе, Сурков вернулся и снова собирает стаю. Сурков вполне может ему что-то устроить.

Несмотря на то, что ряд высокопоставленных лиц позитивно оценили назначение Мединского на пост министра культуры, уже давно поговаривают о том, что сами деятели искусства новыми кураторами – и самим Мединским, и его замом Демидовым – недовольны. Вообще, в последнее время все чаще в адрес министра культуры раздаются критические замечания. Так, например, после того как по решению Мединского на место руководителя Вагановки был назначен Цискаридзе и своего места лишалась ректор Вера Дорофеева, коллектив Мариинского театра и Академии русского балета имени Ваганова написали открытое письмо президенту Путину, в котором кадровые решения главы профильного ведомства были названы некомпетентными.  И научная, и литературная деятельность Мединского в обществе оцениваются неоднозначно. Так, например, министра однажды заподозрили в плагиате, однако сам он все обвинения в использовании чужих научных работ в своей диссертации опровергал.

Появление Мединского на публике часто вызывает едва ли не скандал. Так, например, в этом месяце, во время открытия питерской выставки коллекции яиц Фаберже корреспондент ДОЖДЯ Анатолий Бузинский спросил у министра о другой форме искусства – акционизме.

Анатолий Бузинский: Вопрос я адресовал Виктору Вексельбергу. Если коротко, он звучал так: будет ли Вексельберг, как меценат и владелец яиц Фаберже, поддерживать современных художников, например, Петра Павленского, которому за акцию «Фиксация» на Красной площади грозит срок, возбуждено уголовное дело. Вексельберг ушел от ответа и начал говорить про свою семью, а господин Мединский с радостью прокомментировал. За ответом он меня направил в Музей истории медицины и психиатрии, там, по его мнению, стоит спрашивать про «художника» Павленского.

Впрочем, пока об отставке Мединского политологи еще не говорят.

Другие выпуски