Суд над Pussy Riot и Мирзаевым: прямые цитаты запретят

01/08/2012 - 13:06 (по МСК) Родион Мариничев
Замоскворецкий суд Москвы, где слушается дело Расула Мирзаева, запретил журналистам использовать прямые цитаты из показаний свидетелей. То же самое сегодня, скорее всего, будет объявлено и в Хамовническом суде на процессе по делу Pussy Riot.
Ограничения вводятся для обеспечения состязательности сторон. Так говорится в официальном заявлении столичного Замоскворецкого суда. Там решается судьба спортсмена Расула Мирзаева, которого обвиняют в убийстве студента Ивана Агафонова. Смысл в том, что выступающим по делу свидетелям нужно как можно меньше знать, о чем на процессе говорили до них. Иначе, услышав предыдущие показания, они могут изменить свои. Так, по крайней мере, считают в суде. Слушания не закрытые, а значит, у журналистов была свобода в их освещении. По крайней мере, до сегодняшнего дня. Мера, которую придумали, это фактически компромисс: хотя попасть в зал суда можно свободно, выносить оттуда можно не все. Прямое цитирование свидетелей запрещено. Информацию отныне разрешено передавать только в косвенной речи. Такие же меры вводятся и на процессе по делу Pussy Riot, о чем сообщила адвокат подсудимых Виолетта Волкова.
Волкова: То, что запретили прямое цитирование, я считаю, что это, с одной стороны, правильно. Потому что, действительно, свидетели также обладают средствами коммуникации, они будут просто следить за тем, что говорит другой свидетель и свои показания синхронизировать. С другой стороны, вы понимаете, если необходимо, то свидетели одной стороны, если процесс, например, как этот типа договорного, скажем так, то свидетели всегда уже приходят на процесс проинструктированными и по большому счету синхронизировать как-то дополнительно их уже не надо.
Судебная практика не поспевает за развитием информационных технологий, отмечает Виолетта Волкова. Если еще несколько лет назад на открытых слушаниях в распоряжении присутствующих были только бумага и ручка, то сегодня из зданий судов ведут прямые твиттер-трансляции. Информация мгновенно расходится по интернету, и это вызывает практически тот же эффект, что и видеозапись. Однако запрет выглядит полумерой, и очевидно, суды столкнулись с большой проблемой: как не допустить утечки лишней информации на открытых процессах. Так что, возможно, в ближайшем будущем появятся новые ограничительные меры. 
Также по теме
    Другие выпуски