Степашин рассчитает штраф за несправедливую приватизацию
Степашин рассказал, как можно осуществить идею главы правительства. Он заявил, что готов участвовать в разработке вариантов того, как бизнес может заплатить государству за приватизацию 1990‑х годов. По словам главы Счетной палаты, для этого нужно сравнить разницу в цене тех активов, за которую они приобретались и что они стоили на самом деле. Однако сделать это будет непросто, заявил Степашин в интервью «Российской газете». Он также напомнил, что ещё в 2003 году эксперты закончили исследование итогов приватизации и уже тогда посчитали её несправедливой.
Степашин: Мы проанализировали итоги приватизации, где недвусмысленно сказали о том, что приватизация в России в то время была проведена по худшему сценарию. Кстати, это слова, я дословно цитирую члена экспертной группы, который работал вместе со Счетной палатой, Нобелевского лауреата, профессора Стиглица. Это американский профессор, человек беспристрастный, выросший на рыночной экономике. Он сказал, что Россия провела приватизацию по худшему варианту из всех европейских стран.
Расплатиться за нечестную приватизацию на прошлой неделе призвал Владимир Путин. Премьер и кандидат в президенты на съезде союза промышленников и предпринимателей предложил взять с бизнеса разовый сбор. Сегодня глава счетной палаты напомнил, что история уже знает подобные случаи. Правительство Тони Блэра в свое время провело подобного рода акции с рядом крупных компаний, в частности с железными дорогами, которые были приватизированы при Маргарет Тэтчер. И несколько миллиардов фунтов стерлингов тогда вернулось в бюджет Великобритании, привел пример Степашин. Главное, по его словам, чтобы мы, наконец, поставили точку в приватизации 1990‑х годов.
Предложение Путина уже вызвало критику со стороны ряда экспертов. Так и президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев не видит оснований для дополнительного сбора. Да и с кого брать, уже давно непонятно.
Нечаев: Если закон был нарушен, тогда приватизацию нужно отменять и пересматривать. Если же есть абстрактное ощущение несправедливости, то совершенно непонятно, на основании чего мы будем облагать собственников какими-то дополнительными поборами. Второй момент – а с кого, собственно, мы будем брать деньги? За ЮКОС мы будем брать с Михаила Борисовича Ходорковского? Или теперь уже с «Роснефти»? В Лондоне очень долго Борис Абрамович с Романом Аркадьевичем выясняли отношения по поводу владения «Сибнефтью». Так вот, мы будем брать с них или с «Газпрома», который потом стал владельцем «Сибнефти»? Посчитать здесь ничего нельзя. Любое решение будет очень условным и относительным.
Нечаев правда отметил, что в обществе есть ощущение того что приватизация была несправедливой. Многим бы хотелось, чтобы ее итоги пересмотрели. Однако разовая акция вряд ли изменит отношение народа к бизнесу. Кроме того, сам этот народ по факту ничего не получит, уверен эксперт.