Лучший писатель-фантаст Европы Анна Старобинец — о признании на Западе и недоброжелателях в России

24/07/2018 - 22:07 (по МСК) Дарья Полыгаева
Поддержать ДО ДЬ

Российскую писательницу Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы. Она получила престижную премию Европейского общества научной фантастики (ESFS). В эфире Дождя Анна рассказала, что для нее и для всего российского литературного сообщества значит эта премия, и почему некоторые из коллег ее не поддержали.

Анна, поздравляю вас в первую очередь! Расскажите, что для вас эта премия значит и важно ли для вас как для автора признание зарубежных коллег?

Да, спасибо за поздравления большое. Конечно, премия ― это вообще всегда хорошо и приятно. Конкретно эта премия не то чтобы первая в моей жизни, я получала дважды премию во Франции. Всё это фантастические премии, то есть я получала премию на таком фантастическом конвенте во Франции Imaginales и на другом, который называется Utopiales, вот. Но разница состоит разве что в том, что это международная премия, да, и вот международной такой премии, где я была бы прямо вот лауреатом-лауреатом, такого ещё со мной не случалось.

Но, в принципе, конечно, это всегда хорошо. То есть это хорошо и для автора ― премию получить. Понятно, что ему приятно, почетно, что у него, наверно, вырастут тиражи, что к нему больше будет внимания. Также это хорошо и для всего литературного сообщества, как мне кажется, нашего, потому что, к сожалению, не так просто российским авторам, если они вот прямо не Акунин, да, попадать на западный книжный рынок. Он довольно-таки закрытый, он чужаков не очень любит, и премии являются своего рода для них такими сигналами зелененькими, что можно принять. И когда один получает премию, то, в принципе, и к другим тоже повышается, в общем-то, интерес.

После присуждения этой премии вы в своем фейсбуке написали, что вы получили, в общем, не самые приятные отзывы, в том числе от своих коллег-фантастов. Расскажите, что это были за отзывы, от кого вы их получили?

Нет, я не буду никого чморить и называть никакие имена. В принципе, это довольно, наверно, естественная ситуация. Всегда, когда что-то происходит хорошее или плохое, то есть хорошее, да, кто-то завидует, а кто-то за тебя радуется. То есть тут на самом деле нет ничего такого удивительного.

Я могу сказать примерно, к чему сводится суть претензий. То есть первая, естественно, которая всегда бывает: сам я не читал, но там, типа, мне Вася Пупкин напел, и я знаю, что это ужасная литература, совершенно недостойного уровня. И поэтому причина, по которой ей дали западную премию, конечно же, не в качестве текстов, а в том, что Анна Старобинец выражает либеральные, такие антипатриотичные взгляды, а Запад только этого и ждет, и вот поэтому награждает не за качество текстов и не за талант, а за принадлежность к определенному такому жуткому либеральному клану. В пример обычно приводится… Они так почему-то имя даже боятся упоминать, там пишется: «Вспомним некую нобелевскую лауреатку».

Есть такая претензия. Сейчас… Какая ещё есть претензия? Вторая претензия ― это чисто из тусовки, это даже будет сложно объяснить. Что вот когда здесь, так она вроде как не фантаст, вроде как Анна хорошую литературу пишет, а как там, так она готова и за фантастику премию получать. Вот, это очень узкоцеховая такая штука. Действительно, я не знаю, имеет ли смысл в неё углубляться, просто фантастика, фантастическая литература у нас, на российском книжном рынке, находится в глубочайшем гетто. Это очень такой прямо жанр-жанр, она лежит на специальных полках, и, в принципе, качество её действительно, как правило… То есть там бывают какие-то жемчужины, безусловно. Но качество довольно такое макулатурное, как правило, вот.

К сожалению, именно в силу общей макулатурности качества отдельно взятые талантливые авторы, люди теряются на этом фоне до тех пор, пока кто-нибудь, какой-нибудь редактор или, я не знаю, кто-то из книжного магазина, наделенный достаточной властью, их вот своей волей, своим решением не перенесет с полочки «фантастика» на полочку, например, «современная проза». Или на какую-нибудь такую полочку, вот.

Есть масса писателей, которые, как и я… В смысле, что я не одна такая, да. Они пишут, в общем-то, о жизни. Я действительно считаю, что я пишу просто литературу, а не то чтобы какой-то узкий жанр. Но просто в качестве упаковки, да, в качестве способа передать какие-то свои мысли и эмоции используют фантастические элементы, фантастические допущения, например. И в этом смысле и Булгакова тогда, получается, надо фантастом называть, однако же понятно, что Булгаков просто хороший писатель.

Но вам обидно было такие комментарии получать? И сложилось ли у вас после этого впечатление, что в Европе вас, возможно, оценили больше, чем здесь? Или, в общем, всякое бывает?

Нет, у меня очень толстая кожа в этом плане. Мне скорее смешно, то есть я такие вещи пишу обычно с точки зрения поржать. Если бы я обижалась… Понимаете, да, у меня тридцать тысяч подписчиков в фейсбуке и миллионы просто людей, которые пасутся на всяких форумах и когда-нибудь в тот или иной момент моей жизни написали про меня комментарий или про мой текст. И если бы я на это всё обижалась, то я бы просто уже, конечно, лечилась где-то в специальном заведении.

Нет, я это не принимаю никогда близко к сердцу. Ну, забавно. То есть нет, это нормально, не говоря уже о том, что я получила и очень много поздравлений, и многие написали, естественно, о том, как это круто и здорово, что российский автор получил международную премию. То есть у меня нет абсолютно никаких обид и я не считаю, что меня недооценивают где бы то ни было.

Другие выпуски