Чемпионат мира по футболу закончился, веселые латиноамериканские болельщики разъехались по домам, и карета вновь превратилась в тыкву. Российский клубный футбол переживает кризис — уже несколько команд снялись с чемпионата из-за нехватки денег. Победитель прошлогоднего Кубка России, «Тосно» из Ленинградской области, не сможет представить страну на европейской арене, поскольку прекратил свое существование, пермский «Амкар» тоже приказал долго жить. И вот теперь проблемы у махачкалинского «Анжи» – некогда богатого клуба, куда Сулейман Керимов приглашал суперзвезд вроде Роберто Карлоса и Самуэля Это’о. Уже после первого тура гендиректор клуба заявил, что без господдержки команде не выжить. О российской футболе, который так и не научился зарабатывать и жить по средствам, Алексей Коростелев.
В дагестанском футболе были времена, когда изумрудные газоны стадиона в Каспийске топтал легендарный Роберто Карлос. В 2011-ом году в дагестанский «Анжи» приезжали звезды европейского футбола, которых тренировал лучший тренер в истории российского футбола, голландец Гус Хиддинк.
Деньги Сулеймана Керимова золотым дождем пролились на маленький кавказский клуб. Завидовал, кажется, даже Рамзан Кадыров – в раздевалке «Анжи» он братался с новыми дагестанскими звездами и самим Керимовым.
«Анжи», наверное, последний футбольный клуб, в который пришли деньги олигархов. К тому времени Роман Абрамович уже привык к вип-ложе лондонского клуба «Челси», Дмитрий Рыболовлев освоился в «Монако». И у Керимова были большие планы на футбольный клуб — всего через год команда стала третьей в чемпионате России, болельщики в восторге.
Но «Анжи» не был типичной игрушкой в руках олигарха — существование клуба и вливание в него денег было оправдано не только спортивными причинами.
Политолог и адвокат Расул Кадиев: Здесь шла речь не о самом клубе — скорее о том, что происходило вокруг клуба. Это очень тяжелые были времена. Это убийство сотрудников полиции, теракты еженедельно практически. Прежде весго, это конкуренция с идеалогией экстремизма — когда считалось, что молодежь вся подвержена этой экстремистской идеалогии, и их надо было чем-то занять. Считалось так. И вот клуб «Анжи» — этот клуб, прежде всего, культурно-общественно-политический проект.
Но вскоре мыльный пузырь лопнул, Керимов начал ограничивать финансирование, а звезды начали паковать чемоданы — Роберто Карлос уехал из Махачкалы на самой дорогой машине в мире, любой джигит обзавидуется.
Тогда, с 2011-ого дагестанские власти были явно заинтересованы в процветающем футбольном клубе. Рамазана Абдулатипова, бывшего главу республики, даже не смущал свист с трибун в свой адрес.
С постепенным исчезновением политических причин содержать клуб медленно, но верно сокращалось и финансирование. В 2016-ом Керимов полностью ушел из «Анжи». В прошедшем сезоне команда формально вылетела из премьер-лиги, но смогла в ней остаться только благодаря закрытию другого клуба — пермского «Амкара». Но на выступление в чемпионате и на зарплаты игрокам новый владелец «Анжи» Осман Кадиев денег найти не может.
Алексей Андронов, спортивный комментатор: До конца сезона они не доживут — «Анжи» вылетел в принципе. Я не очень понимаю, почему была такая заинтересованность в том, чтобы именно эту команду снова вернуть в премьер-лигу.
В России практически нет частных футбольных клубов, а большинство провинциальных содержит областной бюджет — это своего рода социальная нагрузка. Раньше поддержка футбольного клуба для губернатора — дополнительный приток голосов на выборах от болельщиков — многие региональные старожилы посещали трибуны, говорили с болельщиками. Сейчас большинство регионов напрямую главу не выбирает, значит, нет необходимости содержать клубы и заигрывать с болельщиками. Тем более денег в казне не прибавляется.
За это лето исчезли еще два российских футбольных клуба – пермский «Амкар» и «Тосно» из Ленинградской области. Последний клуб был частным, но его смерть тоже показательна. Инвесторы еще до закрытия говорили о том, что проще смыть клуб в унитаз, а СМИ писали, что основному владельцу Борису Пайкину клуб был нужен, в частности, ради земли Ленинградской области.
После чемпионата мира все вновь заговорили о развитии футбола, но развития не наблюдается. Региональные клубы исчезают, так как на их игру нет спроса, на трибунах людей нет. Футбольная экономика проста: хорошо играешь — больше людей смотрят — больше денег зарабатываешь. Но собрать полные трибуны — большая проблема даже для середняка российской премьер-лиги, особенно если в его составе нет звезд, вроде Роберто Карлоса. В нынешних политических реалиях в футбольных клубах не нуждаются и региональные власти. Так что спасти региональных футбол может, видимо, только Москва и Путин. На встрече со сборной его уже попросили поменять коньки на бутсы.
Фото: Донат Сорокин/ТАСС