Спустя месяц после открытия куратор «ГЭС-2» покинула пост гендиректора V-A-C. Связано ли это с визитом Путина?
Важное событие в мире современного искусства, которое весьма символично и симптоматично для российского общества. Несколько недель назад в Москве помпезно открыли новый музей, дом культуры «ГЭС‑2», самую современную и продвинутую площадку, на которую возлагали большие надежды в плане изменения культурного пространства. Открывал его лично президент Владимир Путин вместе с владельцем бизнесменом Леонидом Михельсоном.
Но 28 декабря пришла неожиданная новость: гендиректор фонда V‑A‑C, которая запускала «ГЭС‑2», Тереза Мавика покидает свой пост. И это как гром среди ясного неба. Дом культуры только открыли, казалось ‑ впереди много работы. И вот перестановки. В телеграм‑каналах уже поползли слухи о том, что Тереза не ушла, а ее ушли. И, мол, причина расставания в скандале вокруг «Большой глины» Урса Фишера на Болотной набережной и в том, что «ГЭС-2» не понравился именно Путину, концептуально и идеологически.
Не такие духовные скрепы он представлял, как романтические воспоминания о 1990‑х, чему посвящена дебютная экспозиция. Может и правда, когда за окном совсем иные ценности и настроения, в воздухе чувствуется что‑то иное, а ветер дует в другую сторону, место ли таким прогрессивным проектам и институциям в России? Обсудили это с арт-критиком Игорем Гребельниковым.
По словам Гребельникова, новый дом культуры мог не угодить властям из-за «слишком большого фокуса на современном искусстве, которое занимает периферийное место в создании и неудобно для власти». Он сказал, что «ГЭС-2» — продукт западных ценностей — не может спокойно существовать в том же пространстве, где закрывают правозащитные организации и ограничивают свободы.
Фото: Ведяшкин Сергей/Агентство «Москва»