Список Хризостома: история оккупированного фашистами греческого острова, где не погибло ни одного еврея
14 декабря в Москву приехал потомок евреев, выживших на греческом острове Закинф во время нацистской оккупации — это единственный случай в истории Второй мировой, когда в еврейской общине на оккупированной немцами территории не погиб ни один еврей. С ним встретилась Соня Гройсман.
В Мемориальной синагоге на Поклонной горе многолюдно — это третий день Хануки, на сцену, чтобы зажечь свечу, поднимается 67-летний Моисис Мордос. Он специально приехал в Россию из Греции, чтобы рассказать историю спасения своей семьи. К 1943 году, когда Германия вслед за Афинами и Критом оккупировала Закинф, евреи — предки Мордоса — жили там уже почти пять веков и смогли ассимилироваться.
Сын спасенных евреев на Закинфе Моисис Мордос: Во время нацистской оккупации в моей семье было двое детей: двух и четырех лет. Мой отец, как и оба моих дедушки, обрабатывал стекло и устанавливал окна в домах, а еще был гончаром, работал с металлами. Тогда среди еврейской общины это был очень распространенный вид работы. Евреи на Закинфе были скромными тружениками, полностью интегрированными в жизнь острова.
Население Закинфа к тому моменту — 30 тысяч человек, евреев среди них всего 275, и большинство их них, как и отец Моисиса, — ремесленники, они внимательно следят за судьбой евреев по всей Греции. Накануне из Салоников 56 тысяч отправились в Освенцим, такая же судьба постигла и почти две тысячи евреев на с Корфу. Теперь очередь Закинфа: угрожая револьвером, немецкий командир требует от мэра города сдать иноверцев, но они делают иной выбор.
Сын спасенных евреев на Закинфе Моисис Мордос: Власти распорядились, чтобы еврейское население разъехалось по деревням из города, где их спрятали к себе греки. Сперва, когда мои родители узнали о том, что Закинф теперь под нацистской оккупацией, они очень испугались. Но спустя несколько дней до них дошла новость о героическом поступке епископа Хризостома и мэра Каррера. Когда командир немецкого гарнизона приказал передать ему список еврейского населения, они составили список, который состоял только из двух фамилий — самого митрополита и мэра Лукаса Каррера. Епископ заявил: «Здесь ваши евреи. Если вы хотите депортировать евреев Закинфа, берите также и меня. Я разделю их судьбу».
От расстрела епископа спасло знакомство с Гитлером, с которым Хризостом встречался в 20-е годы в Мюнхене, учась в университете. Евреям разрешили остаться на острове под личную ответственность епископа и мэра. В итоге Закинф стал единственным местом в Европе, где не пострадал ни один человек.
Сын спасенных евреев на Закинфе Моисис Мордос: Я хочу выразить этим людям свою глубочайшую благодарность. Они поставили под угрозу свою жизнь, и я обязан им своим существованием. Они спасли своих соотечественников, может быть, не единоверцев, но таких же людей, как они сами.
*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.