Скандальный старт нового закона о здоровье
Закон спровоцировал конфликт детского врача Леонида Рошаля и руководительницы Минздрава Татьяны Голиковой. Опасения Леонида Рошаля, похоже, подтвердились. Его главная претензия к закону заключалась в том, что медицина фактически становится платной. Хотя формально закон вроде бы говорит об обратном.
Президент с подачи Минздрава установил государственную систему здравоохранения, муниципальную и частную. С одной стороны, право на бесплатную медпомощь гарантировано. С другой, определен порядок получения платных услуг. Как раз совмещение бесплатной и платной медицины в государственных и муниципальных больницах врачи и эксперты считают неправильным. Такая система фактически существует и сейчас. А теперь она полностью узаконена. У врачей теперь появится дополнительный стимул вытягивать из пациентов деньги. Тем более, что граница между платной и бесплатной медициной в законе прописана недостаточно четко. Об этом и говорил директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, доктор Леонид Рошаль.
Еще одно спорное положение – это ограничение прав родителей. Например, закон дает возможность в случае угрозы здоровью забирать детей у бедных и попавших в трудную ситуацию родителей. Родители также не смогут контролировать своих детей после 15 лет. С этого возраста информация об их здоровье становится врачебной тайной и любое медицинское вмешательство (к примеру, аборт) возможно с письменного согласия ребенка, составленного без ведома родителей. Также новый закон разрешает тестировать школьников на наркотики.
Легальным стало и суррогатное материнство. До сих пор в российском законодательстве такого понятия не было. Категорически против этого выступала, в частности, православная церковь. Да и эксперты говорили, что права и обязанности биологических родителей и суррогатной матери прописаны невнятно.
1 ноября, в день принятия законопроекта Госдумой, более 600 родителей по всей России даже объявляли голодовку в знак протеста.
Представители общественных организаций утверждали, что заявления Минздрава о том, что все важные замечания к законопроекту учтены, не правда. Несколько спорных норм сначала удалили из текста, а потом вернули. В итоге их утвердил президент.
Прокомментировать закон наш корреспондент попросил Ответственного секретаря Росздравнадзора Алексея Старченко.
Старченко: Мы ни в чем нигде не продвинулись. Права пациента как были одни и те же, так и есть. Ложное право выбора врача. Какое будет право выбора врача, если написано – с его согласия? Это уже право. Я прихожу и говорю: «Дайте мне этого врача». А мне говорят: «Вы знаете, а он не согласен вас лечить». И до свидания. Платная медицина. У нас просто в законе было написано – платны только дополнительные медицинские услуги. А теперь все услуги будут платными. Конечно, это нарушение конституционной нормы о том, что в государственных учреждениях бесплатная медицинская помощь должна оказываться за счет средств бюджета, страховых взносов и иных источников. Если мы говорим, что иными источниками являются деньги пациента, значит, это Конституция Остапа Бендера - медицинская помощь оказывается бесплатно за счет граждан.