Система «конверт-откат». Как в России отнимают лицензии у банков

13/12/2013 - 23:05 (по МСК) Мария Макеева, Тихон Дзядко
Поддержать ДО ДЬ

Пятница 13‑е, стала роковым днем для трех российских банков. Сегодня Центральный банк отозвал лицензии у «Инвестбанка», Банка проектного финансирования и банка «Смоленский». 

В Калининграде, где зарегистрирован Инветбанк и находится большинство его вкладчиков, был даже первый бунт вкладчиков. Толпа выломала двери главного офиса, но охрана вытеснила людей из помещения. В Агентстве по страхованию вкладов обещают начать выплаты вкладчикам с 27 декабря. Но очевидно, что Центробанк на этом не остановится. 

По состоянию на 1 ноября 2013 года в России действуют 873 коммерческих банка. В начале года их было 897, в начале 2012 — 922. То есть в среднем их количество сокращается на 20 в год. При этом за первую половину этого года было отозвано 3 лицензии, а с июня по сегодняшний день —  уже 22, включая крупных игроков. 

Банкиры уже заявили: усиленный банковский надзор на руку крупным госбанкам, он сеет панику среди вкладчиков, а это метод недобросовестной конкуренции. Мол, все знают, что крупные банки надежнее, и пойдут туда. Есть другая точка зрения: у нового главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной карт‑ бланш на борьбу с плохими банками. В этом уверен бывший владелец банка, предприниматель Александр Лебедев. 

Александр Лебедев, предприниматель: Центральный банк отлично понимает состояние любого банка в стране: банке сдают отчетность три раза в день. А, если есть необходимость, присылается проверка, и там двух-трех человек в течение нескольких дней достаточно, чтобы все понять. Другое дело, что долгие годы эти проверки занимались, наоборот, крышеванием. Теперь нет крыш, вот все и посыпалось. Убрали тех людей, которые были крышами мошенников, и наводят порядок в банковской системе. От этого только польза будет. Никакой там цепной реакции не будет. 

Что происходит? Чтобы пазл сложился, к отзыву лицензий нужно прибавить и другие новости. Вот вчера экстрадирован из Вены в Матросскую тишину банкир Александр Гительсон. Он увел больше 2 млрд бюджетных рублей через свой банк. На банкира Матвея Урина, охранники которого избили, по слухам, друга дочери Владимира Путина Марии, недавно завели еще одно дело за мошенничество с банками. Параллельно идет суд, в котором Агентство по страхования вкладов пытается доказать, что Сергей Пугачев, влиятельный владелец Межпромбанка, сам обанкротил свой банк и вывел 80 млрд рублей на свои счета. А прокуратура Франции вчера заявила, что хочет выдать казахского банкира Мухтара Аблязова России — в его БТА‑банке исчезли 5 млрд долларов. Наблюдатели говорят, что так Россия борется с дырами в бюджете.

Кирилл Кабанов, глава Центрального антикоррупционного комитета: Похоже, что руководство ЦБ начало реализовывать процедуру, которая будет мешать, реально мешать выводу денег за рубеж. Основная версия заключается в следующем: дана команда ограничить возможности вывода денег за рубеж. Политическая команда. Это не связано переделом рынка. Денег становится реально меньше, бюджет дефицитный. И если не остановить дырки, через которые утекают вот эти миллиарды, не запустить никакие схемы, бесполезно бороться с процессом хищений. Я думаю, что общий посыл такой. 

Что касается «Инвестбанка», который сегодня толпа брала штурмом, то это тоже банк с историей. До 2011 он принадлежал семье Антоновых. Отец, Александр Антонов, пережил покушение. Исполнитель был найден, позже он удачно исполнил покушение на оппонента главы Чечни Рамзана Кадырова, Руслана Ямадаева, и сейчас находится в тюрьме. Как пишет пресса, покушение было вызвано конфликтом, который Антонов и его сын спровоцировали, когда пытались направить часть финансовых потоков ОАО «РЖД» через свой «Академхимбанк».

Источники уверяют, что отмывание денег — основной бизнес семьи Антоновых. Примечательно, что сын, Владимир Антонов, свои доходы вкладывал со вкусом. Так, он стал совладельцем шведского автоконцерна Saab и небольшого голландского производителя дорогих спорткаров Spyker Cars. Экс‑ банкира Алексаднра Лебедева такая биография не удивляет.

Александр Лебедев, предприниматель:  Были данные американской исследовательской компании частной, где говорится о том, что 900 млрд. долларов покинуло Россию в том году. Ну часть этих денег – это кругооборот, это «конверт»-«обнал», который идет через такие отмывочные банки. Но часть – это реально деньги украденные, и вывезенные за границу. Деньги эти очень большие. Это не только наша проблема, такая проблема есть в США, Европе, Китае, Индии. «Конверт» - это взятки чиновников, которые выдаются здесь, а деньги эти чиновники хотят иметь за границей, а «обнал» - это на рынке продано что-то за наличные, налоги не заплатили, но импорт-то вновь надо оплатить за границей, значит, эти деньги надо образовать за границей. Это «обнал». 

Сколько банков работает по этой схеме? Скоро узнаем. Гораздо более волнующий вопрос — скольким вкладчикам Агентство по страхованию вкладов компенсирует средства — его фонды ведь не резиновые. Здесь вроде бы можно не беспокоиться: АСВ получило доступ к резервам Центробанков, а этих денег хватит если не на всех, то на очень многих.

Так что ранее выглядевшие фантастическими прогнозы о тои, что вместо тысячи банков может остаться несколько сотен, сегодня вполне реалистичны. Проверьте, где держите деньги.

Другие выпуски