Из горящей бани с Путиным — в верха «Роснефти»: неожиданная должность для экс-канцлера ФРГ
Герхард Шредер, экс-канцлер ФРГ, может стать главой совета директоров «Роснефти», как сообщает «Интерфакс». Шредер — давний друг Путина, о чем не раз говорил сам президент. Маргарита Лютова вспомнила российскую карьеру бывшего канцлера, от истории Путина о горящей бане до предложения стать главой совета директоров «Роснефти».
Казалось бы: Герхард Шредер уже 12 лет не у власти, но Россия друзей не забывает. За семь лет во главе правительства Германии Шредер наладил геополитическую дружбу с Кремлем, экономическую — с «Газпромом» и, главное, личную — с Владимиром Путиным. Позднее российский президент делился: даже поход в горящую баню пережили.
Из‑за дружбы с российским президентом Шредеру не раз приходилось проявлять характер. Так, еще во главе правительства Шредер активно поддерживал проект «Северный поток» — трубопровод «Газпрома» из России в Германию. А спустя всего три месяца после своей отставки устроился туда на работу — вошел в совет директоров компании‑оператора Nord Stream, которую контролирует «Газпром».
За это экс‑канцлера активно критиковали на родине. И даже обвиняли в конфликте интересов: якобы в правительстве он готовил себе теплое местечко в Nord Stream. Но Шредер до сих пор возглавляет совет директоров этой компании и, вдобавок, с прошлого года занимает аналогичную должность в Nord Stream 2 — это компания‑оператор второй нитки газопровода «Северный поток».
Но где газ — там и нефть. В 2009‑ом Шредер вошел в совет директоров еще одной российской компании — «ТНК‑ВР», тогда еще совместно предприятия с British Petroleum. Он заседал в «ТНК‑ВР» четыре года, пока компанию не поглотила «Роснефть». Тогда услуги директора Шредера больше не потребовались, но спустя четыре года экс‑канцлер все же получил предложение о работе в нефтяной госкомпании.
Причем, поначалу речь шла лишь о должности одного из членов совета. Но теперь выясняется: Шредер может получить куда более ответственный пост — главы совета директоров с вознаграждением не менее 500 000 долларов в год. Сейчас совет директоров «Роснефти» возглавляет помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов — по идее, это один из механизмов контроля государства за деятельностью могущественной нефтяной компании.
Но перед Шредером могут встать другие, практически государственные, задачи — своими международными связями помочь страдающей от международных санкций «Роснефти». Правда, чем и как он мог бы выручить «Роснефть» — пока непонятно. Экс‑канцлер не раз критиковал западные санкции, но о его реальных лоббистских успехах официально ничего неизвестно.
Зато страдает его собственная репутация: например, в разгар украинского кризиса в 2014‑ом папарацци засняли Шредера в объятиях Путина. За поддержку российской агрессии Шредера тогда критиковали большинство европейских политиков и западные СМИ. А сейчас ему уже досталось и за «Роснефть»: канцлер Ангела Меркель назвала его намерение войти в совет директоров опальной российской компании «ненормальным».
Фото: Francois Lenoir / Reuters