Шприцы, клизмы и бинты переходят на нелегальное положение

12/07/2013 - 21:50 (по МСК) Михаил Зыгарь, Мария Макеева
Поддержать ДО ДЬ

Шприцы, бинты и презервативы могут стать нелегальными. Реформа законодательства в сфере оборота медицинских товаров привела к юридической коллизии.

В результате с первого января аптеки формально не смогут торговать медицинскими товарами повседневного пользования. В чём проблема, и как её исправить, – выяснил наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Аптечно-юридический кризис назревал давно. Сосредоточьтесь, потому что речь пойдет о юридических терминах. Но зато если в этом разобраться, то становится ясен масштаб бюрократических проблем в нашей стране. На сегодняшний день за исключением лекарств аптеки торгуют «изделиями медицинского назначения»: к этому относится все, что необходимо каждый день, но само по себе не является лекарством: бинты, шприцы, тест-полоски, презервативы, клизмы и все остальное. Есть также понятия «медицинская техника» и «медицинское оборудование»: например, рентгеновские аппараты, томографы и прочее. Их в аптеках, конечно же, продавать нельзя. Но в ноябре в 2011 года вступил в силу закон «Об основах охраны здоровья граждан». В нем эти два понятия объединены в одно – «медицинские изделия». Для того, чтобы градуснику, бинту или шприцу из «изделия медицинского назначения» превратится в «медицинское изделие», производитель должен получить новые регистрационные документы. Куда ж без этого? В связи с этим в конце прошло года Правительство выпустило постановление, в котором дало срок на переоформление документов – ровно год. Всего на рынке сегодня около 40 тысяч «медицинских изделий». Бюрократическая машина работала на полную мощность, и за полгода справилась с одной тысячей. Такими темпами работа будет закончена примерно через 20 лет. А срок выходит уже через 6 месяцев.

Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС: По нашим оценкам, 30 тысяч наименований не смогут перерегистрироваться и войти в категорию медицинских изделий к концу этого года, следовательно, они все не имеют права уже обращаться на рынке Российской Федерации с 1 января. Таким образом, в аптеке вообще нельзя реализовывать ничего того, что относится к перевязке, пластырям, бинтам, шприцам, тонометрам, термометрам, средствам ухода за тяжелыми больными, детьми – все, что относится к изделиям медицинского назначения.

Но это еще не все. Аптеки работают на основании другого закона - «Об обращении лекарств». Он  вступил в силу еще в 2010 году. В нем, ясное дело, никаких «медицинских изделий» нет, а есть все те же «изделия медицинского назначения». То есть получается, даже переоформленными шприцами она по-прежнему торговать не может.

Но и это только вершина айсберга, которая касается повседневных товаров. А есть еще собственно медицинская техника: те самые рентгены, томографы и УЗИ, которые точно так же не могут переоформить. А значит, с нового года их тоже нельзя будет продавать, то есть больницы останутся без нового оборудования.

В Ассоциации российских аптечных сетей говорят, что уже полгода обращаются в Минздрав, Думу и все возможные инстанции, объясняя всю опасность сложившейся ситуации. Впрочем, ответ пришел только сейчас, когда история дошла до прессы. В Минздраве заявили, что продлят срок переоформления документов до 2017 года, а в закон «Об обращении лекарств» внесут поправки. Что ж, хорошо, если так. Но масштаб безалаберности и бюрократических проволочек просто поражает. Все это очень напоминает историю с ЕГАИС. Страшная аббревиатура для любого любителя спиртного. Внедрение этой системы учета алкоголя в 2006 году привела к полному коллапсу рынка. И самое главное, с момента запуск прошло почти 8 лет, а система так и не работает.

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя: Идеальная система, которую не удалось довести до ума. Она работает с 2006 года. Я думаю, только года через два только смогут завести магазины. В идеале в системе должны быть производители, импортеры, дистрибьютеры и розничные торговые точки. До сих пор розница там не работает.

Ущерб от ошибок при внедрении ЕГАИС для участников рынка составил сотни миллионов, если не миллиарды долларов. А шампанское в канун Нового года стало дефицитным товаром. Впрочем, был и положительный эффект: на время кризиса статистики зафиксировали снижение смертности. В случае с аптеками эффект на их бизнес будет не очень значительным. Сопутствующие товары в обороте аптек занимают всего несколько процентов. Зато вот эффект на смертность может быть совсем иным.

Другие выпуски