Сергей Иванов о том, как лишить депутата мандата

18/02/2013 - 18:45 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Поддержать ДО ДЬ

Еще один скандал намечается в Думе. Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов предложил лишать мандата и коллег депутатов и сенаторов за предоставление неполных сведений о доходах, расходах и имуществе в декларациях. Сергей Иванов у нас студии.

 

Писпанен: Скажите, пожалуйста, а у вас есть недвижимость за рубежом?

Сергей Иванов: У меня вообще ее нет.

Писпанен: Вообще никакой недвижимости? А где вы живете?

Сергей Иванов: В той квартире, которая мне предоставлена Управлением делами президента.

Писпанен: То есть, когда вы закончите свой депутатский срок, вы останетесь бомжом?

Сергей Иванов: У меня у родителей есть дом.

Писпанен: Хорошо. Скажите, пожалуйста, это разве и так не прописано в законах депутатских, что нужно декларировать все, что у тебя есть?

Сергей Иванов: То, что нужно декларировать все, что есть – прописано, но не прописана ответственность. А сами понимаете, установление ограничений без ответственности за нарушение – это нонсенс. Допустим, по закону «О противодействии коррупции», чиновники, которые не предоставляют или предоставляют несоответствующие действительности сведения, они либо увольняются с работы, либо не принимаются на нее, то есть, довольно серьезная ответственность. Что касается депутатов и сенаторов, то подобная обязанность установлена в законе «О статусе» статьей 10-й, но ответственности никакой, кроме того, что при выявлении несоответствия эти несоответствия в обязательном порядке публикуются, ну, допустим, в «Парламентской газете».

Казнин: Поддержит ли вас «Единая Россия»?

Сергей Иванов: Разумеется, ведь они первые борцы с коррупцией.

Казнин: Тем не менее, против кого направлен этот возможный законопроект?

Сергей Иванов: Понимаете в чем дело, во-первых, надо все-таки поднимать авторитет Государственной Думы. В последнее время и усилиями вашего канала, и всеми, да и сами депутаты, это все как-то низко-низко пало. Начинать надо с себя. Поэтому, если мы знаем, что человек, допустим, имеет недвижимость в России, но не декларирует ее, значит, он уходит от налогов, а это серьезное нарушение. Если он имеет недвижимость за рубежом и платит, например, там налоги, но не декларирует, то опять же логично предположить, что он боится, что у него спросят, откуда, собственно, деньги на приобретение этих яхт, вилл, еще чего-то. Так что в этом отношении, я думаю, будет справедливо, если депутат или сенатор будет лишен своих полномочий.

Писпанен: Но я так понимаю, достаточно скоро будет снят этот вопрос. Даже президент уже внес законопроект о том, как должна быть оформлена недвижимость у депутатов, кто имеет право декларировать, кто не обязан декларировать и так далее. Ну, перепишут все на собачек.

Сергей Иванов: Ну, тогда после смерти этих депутатов и сенаторов собачки будут крупнейшими землевладельцами.

Писпанен: Никто в этом не сомневается.

Сергей Иванов: Понимаете в чем дело, во-первых, президентский законопроект больше касается счетов за рубежом. Во-вторых, действительно, большая проблема в том, что в основном, как правило, переписывают на папу, маму, или сына, или дочь, которым уже больше 18, то есть формально они не являются членами семьи депутата или сенатора. А мы знаем, чем больше ребенок, тем больше у него аппетиты, тем больше хочется. Здесь Семейный кодекс нам мешает, поэтому мы и говорим: давайте и их тоже включим, а то получается только жена или муж, или несовершеннолетний ребенок. А как правило, говорю, переписывают либо на родителей, либо на детей.

Писпанен: Ну, как раз-таки в президентском законопроекте говорится, что на совершеннолетнего совершенно спокойно можно переписать и он не будет декларировать и не обязан.

Сергей Иванов: И это сейчас по Семейному кодексу. Поэтому этот законопроект мы и критикуем президентский, он не совсем эффективен. Другое дело, что смотря какая жена или муж попадется. Допустим, если на жену переписать все имущество, разведясь с ней, то она потом вам ручкой помашет и найдет молодого.

Писпанен: С другой стороны, вы знаете, мне кажется, когда говорит депутат, что у него практически ничего не за рубежом, а оказывается там несколько квартир, несколько домов, ну, практически какая-то часть будет отдана жене, даже если она уйдет, наверное, и не страшно. Как вы думаете, вас действительно поддержат ваши коллеги в этом стремлении лишать депутатской неприкосновенности?

Сергей Иванов: Мне будет очень интересно услышать их доводы, почему этого не стоит делать.

Казнин: А вот конкретный случай? Вы хотите как, чтобы было? Вот, например, подозрения появились в адрес условного господина Пехтина и что, сразу лишать неприкосновенности?..

Сергей Иванов: Вас интересует процедура?

Казнин: Да. …Или ждать разбирательства? Или лишать, если начался скандал, например, в прессе, если человек сам просит на время приостановить и так далее, вот какова процедура должна быть?

Сергей Иванов: Процедура, в принципе, она прописана и она не нова. То есть, в данном случае прописано, кто имеет право обращаться с данными сведениями. То есть появилось у вас, как у СМИ такие сведения о том, что какому-то господину…

Писпанен: Но они за границей в открытом доступе.

Сергей Иванов: Вот в законе прописано, кто имеет право обращаться – это правоохранительные органы, налоговые, СМИ, политические партии, общественные организации. Они имеют право обратиться в Госдуму с просьбой проверить. Госдума или Совет Федерации, соответствующая комиссия делает запрос и получает из, допустим, налоговой инспекции какого-то американского штата сведения, что да, данный дом, данный участок зарегистрирован на такого-то товарища. Потом мы смотрим, а было ли это внесено в декларацию, которую мы каждый год сдаем. Нет, не было – все, постановление, депутаты решайте, он скрыл или нет.

Казнин: Автоматически?

Писпанен: А, то есть еще опять будут собираться депутаты?..

Сергей Иванов: А как же! Потому что принцип разделения властей таков, что мы не можем позволить, чтобы судом это было установлено. То есть сейчас это процедура такая: суд сначала говорит, что усмотрел, что у него есть здесь состав преступления, обвиняется по такой статье, а вот вы уже решаете, согласны вы с нами или не согласны. Иначе не будет разделения властей.

Писпанен: А вы не боитесь, что если вдруг, представим на секунду, что «Единая Россия» и другие партии поддержат этот законопроект и действительно согласны будут на лишение неприкосновенности, если вдруг обнаружатся такие ляпы в декларации, что просто некому работать будет в Думе?

Сергей Иванов: Вы знаете, во-первых, не так часто подобные скандалы возникают. Во-вторых, мы сделали все, чтобы это не было «ляпом», то есть сенокосилку какую-то забыл внести с декларацию и тебя лишают полномочий. То есть это довольно большая сумма или довольно большой объект недвижимости, земельный участок…

Писпанен: А «довольно» - это сколько?

Сергей Иванов: 1/10. По аналогии с законом «О выборах», когда политическая структура или депутат, если он превышает расход своего избирательного фонда более чем на 10%, он уже в выборах не участвует. Здесь та же самая ситуация.

Другие выпуски