Серебренников в зале: как в «Гоголь-центре» прошла премьера «Маленьких трагедий»
В «Гоголь-центре» показали первый спектакль Кирилла Серебренникова без Кирилла Серебренникова. «Маленькие трагедии» по Пушкину у режиссера, который сейчас находится под домашним арестом, вышли жутко эмоциональными, своевременными и очень личными. Так вышло, что слепил эту постановку Серебренников в начале мае, то есть за несколько дней до обысков. Артисты долго думали, выходить ли на поклон без главного автора. И в итоге придумали так, что Кирилл Серебренников в зале все-таки оказался – актеры вынесли картонную табличку, на которую спроецировали видео с Серебренниковым.
Денис Катаев: «Маленькие трагедии», действительно, самый личный спектакль Кирилла Серебренникова, который снова очень тонко прочувствовал русскую классику. Были у него «Мертвые души» и «Кому на Руси жить хорошо». Теперь наше все – Пушкин. Казалось бы, затертый до дыр со школьный скамьи у Серебренникова он обретает новую жизнь. «И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». Его слова снова звучат ярко, круче, чем самый мощный рэп-баттл, Ведь на сцене новый поэт нашего времени, преемник, рэпер Хаски, который добавляет в этот мрачный мир свою каплю дегтя. Казалось бы, как Фаусту, хочется все утопить в этом унылом и беспросветном мире. Но Серебренников говорит: «Жги!» И жжет на сцене. Глаголом, задором и уникальным визуальным воплощением. Вообще это не просто спектакль, это скорее тотальная мультижанровая и мультиформатная инсталляция, очередное путешествие по Руси, где все окончательно перемешалось и смешалось. Siri с пионерским галстуком, фраза «Матильды чистый дух тебя зовет!» с киборгом, который превращается то ли в Моцарта, то ли в рок-музыканта. Это с одной стороны очень зловещий спектакль, с хоррором в прологе, но в конце все же оставляющий надежду, так нужную во время чумы. А еще это провидческая постановка для самого Серебренникова. Невозможно оторвать происходящее на сцене от контекста судебного процесса, проходящего над ним самим.