«Угроза очень большая»: Евгений Гонтмахер о том, к чему приведут санкции ЕС против Беларуси
Евросоюз ввел секторальные санкции против Беларуси, ограничения коснулись банковской сферы, нефтяной и калийной промышленности. Также ЕС запрещает поставлять в Беларусь товары, которые могут быть использованы в военных целях. Ограничительные меры стали ответом на репрессии в отношении гражданского общества и экстренную посадку самолета Ryanair в минском аэропорту, — сообщается на сайте Совета ЕС. Какими будут последствия для Беларуси — обсудили с Евгением Гонтмахером, доктором экономических наук, профессором и членом экспертной группы «Европейский диалог».
Гонтмахер отмечает, что против Ирана и Венесуэлы также были введены серьезные санкции в виде эмбарго на закупку нефти, однако эти меры никак не способствовали транзиту власти и смене режима, и сейчас от них страдают прежде всего граждане этих стан. Конечно, санкции представляют серьезную угрозу для экономики Беларуси, поскольку значительная часть экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений из нее шла именно в страны Евросоюза. Но, несмотря на то, что потери от санкций могут оцениваться в десятки миллиардов долларов в ближайшие три года, у Беларуси, в отличие от Ирана и Венесуэлы, есть, к кому обратиться — к России. И в этой ситуации, по мнению Гонтмахера, Россия получает больше политических возможностей для манипуляции режимом Лукашенко.
«Я практически уверен, что Лукашенко уже начал договариваться — не знаю, договорился он, или нет — о том, чтобы Россия помогла ему эту, фактически, блокаду с западной стороны преодолеть. Тем более, у нас общая граница. То есть мы можем закупать продукцию, которая запрещена к экспорту в Евросоюз. Как, помните, белорусы покупали креветки из стран, на которые мы наложили санкции. Будет, видимо, ровно та же самая ситуация, те же калийные удобрения, нефтепродукты пойдут, как будто они российского производства. <...> Мы получаем еще больше возможностей чисто политических для манипулирования, все-таки, я думаю, режимом Лукашенко. <...> Поэтому, может быть, Россия приступит наконец к каким-то действиям, которые будут в Беларуси менять режим в пользу России», — пояснил Гонтмахер.
Фото: president.gov.by