Самый крупный судебный процесс в России подходит к концу. Кого и за что судят в Нальчике

10/01/2014 - 19:07 (по МСК) Тихон Дзядко, Павел Лобков

Суд по делу о нападении на Нальчик в 2005 году вышел на финишную прямую. Судья удалился в совещательную комнату писать приговор, оглашен он, однако, будет почти через полгода – лишь 30 июня. Верховный суд Кабардино-Балкарии сегодня объявил, что обвиняемые по так называемому «делу 58» будут ждать решения своей судьбы до середины лета.

События, которые легли в основу 1300 томов уголовного дела – это грузовик бумаг, не меньше – произошли 13 октября 2005 года. Специально для этого процесса судебный департамент Верховного суда выделил деньги на строительство в Нальчике суда с залом на 750 мест. Но это не самое важное последствие дела – начались они еще раньше.

В тот день отряд боевиков численностью около 250 человек напал на здания правоохранительных органов Кабардино-Балкарии в Нальчике и на объект инфраструктуры. Нападавшие передвигались на легковых машинах по пять человек с автоматами и гранатометами. Нападение началось около 9 часов утра, когда в Нальчике практически одновременно были атакованы, по разным данным, от 13 до 18 различных объектов. Атаке подверглись ОМОН МВД КБР, 2-е и 3-е ОВД города Нальчика, Центр по борьбе с терроризмом, здание ФСИН, 43-й Пограничный отряд. Еще раньше нападению подвергся аэропорт, но его отбили военные. Это сухие цифры, за ними  – человеческие жертвы. 35 убитых сотрудников силовых структур, 15 гражданских лиц и 95 боевиков  – по официальной информации.

Кто напал на Нальчик? Часть боевиков подчинялась Шамилю Басаеву. Основной их костяк составили местные жители, приверженцы салафизма, их сейчас и судят в Нальчике. Всего было задержано 72 человека, 12 были амнистированы. С 2008 года, с самого начала, прокуратура возражала против того, чтобы обвиняемых судили присяжные заседатели. По разным причинам республику облетели фотографии применения к ним пыток.

Сами они вины не признавали. Вполне мог получиться оправдательный приговор. И тут в дело вступились депутаты и приняли поправку в УПК, по которой дела, связанные с терроризмом и другими преступлениями антигосударственной направленности, не могут быть рассмотрены присяжными заседателями. Журналист Александр Раскин был в Нальчике во время нападения, и ему не показалось, что там была провокация силовиков или что-то подобное

Александр Раскин, корреспондент «Эксперта»: Это уже можно фантазировать на тему, что это было провокацией, но это не было провокацией со стороны силовиков. Мне кажется, что это была достаточно хорошо спланированная операция Басаевым. Так, как, в общем-то, основные силы МВД и ФСБ подошли в город, когда там уже шли локальные столкновения с местными правоохранительными органами. И было достаточное количество раненых со стороны правоохранительных органов. И я был свидетелем достаточно ожесточенных столкновений подразделений ФСБ, МВД с этими людьми. Террористы, можно их так назвать.

Примечательно, что в деле появился бывший узник Гуантанамо Расул Кудаев. Адвокаты утверждают, что так хотели привязать к произошедшему международный терроризм.

При этом причины нападения искать стоит в действиях милиционеров республиканских, которые незадолго до всех этих событий в 2005 году постоянно избивали людей, исповедующих салафизм, и закрывали мечети. Вообще все то, что вскрылось на суде в Нальчике, за которым, кстати, не так уж и пристально следят журналисты, потому что он длится слишком долго, во всем этом процессе как в капле воды отражается вся российская политика на Северном Кавказе. Мне так показалось, по крайней мере.

И очень важно, что будет оглашено в тексте приговора 30 июня. Там наверняка будет очень много прессы и мы будем следить за этим очень внимательно. Возможно, мы узнаем те самые причины, о которых говорили подсудимые: почему люди вышли на улицы, почему напали на Нальчик и почему так боялись, что местное население может поддержать подсудимых и вынести им оправдательный приговор, на который сейчас уже рассчитывать подсудимым не стоит.

Фото: «Русская планета»

Другие выпуски