Светлое украинское будущее Саакашвили
Михаил Саакашвили объявил о своем уходе с поста главы Одесской областной администрации, раскритиковав всю систему украинской власти. О будущем политика и о том, почему ему помогут плохие отношения с элитами, мы поговорили с главным редактором РБК-Украина Валерий Калнышом.
Эггерт: У Саакашвили есть перспективы политические в Украине?
Калныш: Да, конечно есть, причем достаточно существенные. В феврале и апреле, я знаю, социологические исследования проводила группа «Рейтинг», и согласно этим данным, в феврале за партию Саакашвили, тогда еще несуществующую, были готовы проголосовать 11,5%, а в апреле этот показатель составил 10%. Я замечу, что этот показатель примерно такой же, как и у партии Петра Порошенко был в то время, приравнивался к показателю партии «Самопомощь» и был лучше, чем у Юлии Тимошенко.
Поэтому сейчас, когда у Саакашвили фактически развязаны руки, в вашем обзоре было указано почти все, есть один нюанс, благодаря чему Саакашвили, по большому счету, и заработал себе популярность не только среди одесситов, но и внутри Украины. Речь идет о борьбе с коррупцией. Он создал «Рух за очищення» — движение за очищение, и провел порядка 15-ти, если не ошибаюсь, форумов антикоррупционных по всей стране, сконцентрировав вокруг себя всех борцов с коррупцией. Тема эта в Украине весьма популярная, тем более, после того, как чиновники задекларировали свои доходы, свою наличность. Буквально несколько дней назад закончилось электронное декларирование, и это стало одной из причин, те показатели, которые продемонстрировали украинские чиновники, депутаты, министры, стало одной из причин, почему Саакашвили решил уйти в отставку, во всяком случае, он сам так об этом сказал.
Эггерт: Мы рассказывали об этом где-то неделю назад в эфире Дождя, о декларациях чиновников и о всех шутках и прибаутках, которые это сопровождали. Я знаю, что это большая проблема, сам бываю у вас довольно регулярно. Но ведь мы слышали, что говорят одесситы, может быть, это не опрос общественного мнения, тем не менее: «Много говорил, так ничего не сделал». Саакашвили вообще мог ли что-то сделать в этой ситуации, и как он будет смотреться на фоне нынешней элиты? Очевидно, у него испорченные отношения с президентом Порошенко, у него испорченные отношения с бывшим премьером Яценюком, у него испорченные отношения с Аваковым. Где тут мера успеха и как ему двигаться дальше?
Калныш: Я думаю, что испорченные отношения с вышеперечисленными представителями власти, скорее, для Саакашвили плюс. Потому что власть всегда пользуется недоверием со стороны населения, а нынешняя ситуация в Украине, в общем, далека от идеальной, у нас новые тарифы, у нас война, у нас борьба с коррупцией, которая декларируется, но в принципе, наверное, идет не совсем так, как этого бы хотелось. Поэтому провести свою политическую кампанию, привлечь к себе симпатиков на фоне этой ситуации, на фоне этого отношения к политикам в Украине, Саакашвили, наверное, не составит большого труда. Поэтому то, что для большинства плохо, это будет давать ему такой некий карт-бланш, он может объявить и о борьбе с коррупцией, и о проведении экономического, более либерального курса.
Эггерт: Откуда Саакашвили возьмет деньги на партию? Ведь все-таки нужны серьезные средства. Будут ли спонсоры и кто это будет — олигархи или кто-то другой, мелкий и средний бизнес?
Калныш: Я бы делал расчет, прежде всего, на мелкий и средний бизнес. Возможно, это будут гранты, какое-то финансовое участие я допускаю, но абсолютно легальное, будут принимать США, и, конечно же, простые членские взносы. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы провести кампанию в Украине.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости