«С системой нужно либо бороться, либо прогнуться»: как экспериментальные московские школы превращают в обыкновенные

06/09/2017 - 23:30 (по МСК) Соня Гройсман, Анна Монгайт
Поддержать ДО ДЬ

Родители и учителя московской «Школы самоопределения» бьют тревогу. Школа славилась уникальным подходом к ученикам, придуманным ее первым директором Александром Тубельским: это и индивидуальный план занятий для каждого, отсутствие оценок в начальной школе и все то, сейчас называют «педагогической утопией». Однако в мае департамент образования назначил директором учителя ОБЖ из Кемерово. Соня Гройсман — о том, как ситуация в школе Тубельского отражает все то, что сейчас происходит в российском образовании.

«Школу самоопределения» под номером 734 знают также как школу Тубельского — по имени бывшего директора и создателя образовательной системы, где во главе угла — личность ребенка и его внутренняя свобода. 

Юрий Подкопаев сам окончил «школу самоопределения», потом остался в ней преподавать, теперь в 734-ю ходят его дети. 

«В этой школе довольно долго был такой очаг демократии, когда все со всеми советовались, когда были административно-учительские отношения выстроены не на принципе давления, страха, а когда отношения были выстроены на ответственности. Что мы берем эту ответственность на себя, а мы вам эту ответственность доверяем», — рассказывает он.

Такая вот утопия, которой удавалось существовать, несмотря ни на что. Удавалось до этого года. «Весь прошлый год в школе были проверки, в детском саду тоже, в связи с каким-то пристальным вниманием Департаменте образования. А в мае сменился директор», — продолжает Подкопаев.

Бывшего директора — ученицу Тубельского Юлию Грицай — сняли без объяснения причин. Управлять школой самоопределения назначили учителя ОБЖ из Кемерово Сергея Москаленкова. Он пообещал хранить традиции школы, а на вопросы о системе Тубельского отвечал сдержанно — «знаком»: «Делать так, как мы делаем, мы будем всегда. Это постоянно множить смыслы и каналы связи, коммуникации. И эта формула бесконечна. Я думаю, что именно такой ее и создавал Александр Наумович», — говорил он на вечере памяти первого директора. 

Однако пока множатся только претензии и страхи родителей и учителей. Чтить традиции школы ставленник Исаака Калины будет, если только они прописаны в СанПине и согласованы с департаментом.

«Наша школа была особенна именно потому, что шла каким-то своим, уникальным путем. Это школа самоопределения, это про свободную личность, конституцию, суд чести. Вчера на собрании мы узнали, что директор получил заключение юристов, что у школы не может быть никакой конституции и суда чести, что это все неправильно», — рассказывает отец учеников школы Тимур Осин.

Шаг влево — объяснительная, это для школьников, шаг вправо — служебное расследование. Те из педагогов, кто не уволился по собственному желанию, массово вступают в профсоюз. «Мы поняли, что нам это нужно сделать в определенный момент, нам неоткуда ждать помощи и защиты. Мы так жили и работали, что не знали, что нам придется защищаться бумажкой», — говорит председатель профсоюза 734-й, учитель труда Елена Дудаева. На вопрос «от кого» улыбается и разводит руками, а в итоге все-таки отвечает: «От системы. Нужно либо прогнуться, либо бороться, но трудно выжить в борьбе этой». 

Несколько лет назад в подобной ситуации оказалась школа для одаренных детей «Интеллектуал» — к ней со скандалом присоединили соседнюю гимназию. Но объединение было недолгим и печальным — спустя два года с департаментом удалось договориться. Всеволод Луховицкий тогда работал в школе учителем литературы: «С точки зрения управления образованием, логично объединять школы — меньше управляющий, меньше директоров. Значит, что оставшимися директорами легче управлять. При этом, не учитываются, разумеется, ни чьи интересы — ни родителей, ни детей, ни учителей. Но это, к сожалению, не департаментская, а всероссийская практика».

В школе самоопределения, как и в «Интеллектуале» все-таки надеются договориться как с департаментом, так и с новой администрацией. Запрос Дождя директор школы Тубельского оставил без ответа. 

Фото: DepositPhotos

Другие выпуски