«С монополией Федотова покончено». Путин для правозащитников создает политбюро

12/11/2012 - 18:58 (по МСК) Дмитрий Казнин, Юлия Таратута
Поддержать ДО ДЬ

Президент сменил советчиков. Теперь развивать гражданское общество и защищать права человека будут новые люди. С сегодняшнего дня состав Совета по правам человека при президенте обновился более чем на 50 процентов.

В эти минуты проходит первая встреча обновленного совета. Вместо сорока человек теперь в него входят 62 правозащитника. И впервые среди них нет главы Московской Хельсинской группы Людмилы Алексеевой. Петр Рузавин изучил обновленные списки советчиков.

Рузавин: Итак, с сегодняшнего дня, после указа Владимира Путина численность совета увеличилась более чем в полтора раза – 62 члена против предыдущих 40. При этом качественные, а не количественные изменения состава, куда серьезнее – 39 новых людей пришло, 15 – убыло. Председателем Совета остался Михаил Федотов. Он сегодня назвал новый состав качественным. Однако его роль, по-видимому, в обновленном составе будет размыта, Владимир Путин уже предложил ввести должность заместителя председателя и создать что-то типа политбюро Совета – некий президиум, который будет ротироваться. Как сегодня заявили нам в предыдущих материалах представители православных активистов – отныне с монополией Федотова на Совет покончено.

Гадать, кто будет в президиуме – смысла особого нет, это объявят в ближайшее время. Укажу лишь, основных вновь прибывших членов, и основных ушедших. Начнем с последних.

И так, больше Путину советовать не будут из самых известных правозащитников – глава Московской Хельсинской Группы Людмила Алексеева и правозащитники Светлана Ганнушкина и Валентин Гефтер.

Среди 39 новеньких – журналист Леонид Парфенов, глава «Агоры» Павел Чиков, глава «Голоса» Лилия Шибанова, журналисты Максим Шевченко, Елена Масюк, Павел Гусев, а также Ирина Хакамада. Она, кстати, сегодня собиралась сделать главной темой обсуждения на первом ознакомительном заседании – изменение законопроекта о защите чувств верующих, который она называет «крайне опасным».

В новом Совете по правам человека не нашлось места для представителя Северного Кавказа – самого проблемного в этом смысле региона. Хотя до назначения совета ходили слухи о том, что в новый состав обязательно включат кого-то из Ингушетии или Дагестана. Называли даже несколько имен. Как считает дагестанский адвокат Расул Кадиев, власть пока боится поднимать тему прав человека на Кавказе.

Расул Кадиев, адвокат: Само Интернет-голосование, оно было немножко странным, потому что там можно было проголосовать, не указывая даже свой e-mail. Это получился популизм. Это был выбор не среди экспертов эксперта, это было так: люди выбирают эксперта, как они его видят. Ну, это выбор людей. Но опять же, хочу подчеркнуть, что президент Российской Федерации – это его совет, он имеет право выбрать кого угодно в этот совет, формировать его состав, структуру и качество. И это его позиция.

Другие выпуски