Рынком французского вина занимаются китайцы. Винный блогер Самвэл Аветисян о том, почему упали продажи Бордо

24/04/2013 - 23:05 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

Ведущие производители вин французской провинции Бордо стали резко снижать цены на вино урожая 2012 года. Как говорят некоторые специалисты, причина – китайцы, которые перестали пить красное вино. Так ли это, спросили у винного блогера Самвела Аветисяна.

Арно: Правда, все дело в китайцах?

Аветисян: Отчасти в китайцах, потому что рынок великих вин или вин, которые котируются на бирже, по сути винами не являются, являются атрибутами социального преуспевания. Китайцы запаслись впрок на несколько лет, и поэтому интерес естественным образом упал, многие китайские негоцианты закупились меньше, чем планировалось или хотелось.

Арно: Значит, до этого они закупились больше.

Аветисян: Да, потому что в 2010-11 году рост объемов продаж и цен где-то 33%, где-то 42%. Сегодня такой динамики роста, конечно, ожидать не приходится. Более того, где-то на 15-17% упали объемы продаж по сравнению с предыдущими годами.

Казнин: Это временно?

Аветисян: Лет 7-8 назад китайцы закупали только самое дорогое. Естественно, бордовцы смеялись над этим, крутили пальцем у виска. Через некоторое время они стали покупать только самое хорошее, потому что благодаря дорогим винам они стали различать, что хорошее, что плохое. Я не исключаю, что еще через несколько лет, трудно сказать, через сколько, примерно в пятилетней перспективе, Китай зальет мировой рынок дешевым вином, которое по свойствам мало чем будет отличаться от бордовских вин.

Казнин: То есть они у себя будут производить…

Аветисян: Я думаю, да, китайцы же хорошо копируют. Более того, они страшно изумляются, почему мы обижаемся на них. Я думаю, это целенаправленная политика со стороны Китая сначала закупать все самое дорогое, потом все самое лучшее, чтобы самим научиться это делать, но уже по другим ценам.

Казнин: Но ведь у них есть конкуренты, например, Южная Америка тоже пытается занять рынок.

Аветисян: Да, но все равно страны несопоставимы как винодельческие регионы. Сегодня одна только компания Great Wall производит вина в объемах, сопоставимых с некоторыми винодельческими регионами. Просто надо ждать, как все другие сектора потребительского рынка заняты китайцами. С другой стороны, это закономерный процесс перегретости рынка, все-таки Китай, как и мы, пережил этап оголтелого потребления, когда процесс потребления был признаком некого социального взросления китайского потребителя. Он стал разбираться в винах, стал разумнее и ответственно подходить к потреблению. Когда мы говорим о падении вин, мы говорим о проценте, который входит в статистическую погрешность, потому что все 100 вин, которые котируются на винной бирже, в рамках статистической погрешности. Более того, еще один хороший признак – китайцы стали обращать внимание на супервторые вина. Мое мнение – за вина выше 200 евро вы платите больше не за вино, сколько за статус, принадлежность, причастность.

Арно: Посмотрим, что китайцы предложат, если сделают собственное вино. На данный момент урожай 12 года по хорошим ценам. Он вообще хороший?

Аветисян: По отношению к 11, 10, критики говорят, не очень. Я бы вообще к винам Бордо относился достаточно критически, потому что эталоном и высшим искусством вина является Бургонь, а бургундцы держатся, там китайцы не могут даже брешь пробить, хотя буквально прошлым летом прошла информация, что все-таки один из китайцев купил знаменитый замок, и сами бургундцы не смогли найти деньги, чтобы его выкупить у владельцев, и китаец проник в святая святых. Бордо и Бургундия находятся все время в некой конфронтации, потому что бордовские вина – там все-таки действуют законы глобального рынка, а бургундцы держатся за автохтонность, они не гонятся за рыночными показателями.

Казнин: Мне кажется, что мы в России близки к Старому Свету, в нас живет миф о традиции, о том, что это очень важно. Французские виноделы, наверное, тоже просят платить за традицию, историю.

Аветисян: Но даже в колыбели традиции приходят новые технологии. В Бордо будет продолжаться борьба традиционалистов и новаторов. И все это вокруг такого понятия как терруар – совокупность биолого-почвенных и климатических показателей, которые делают вино аутентичным, непохожим и делают невозможным произвести такое же вино где-то в другом месте. Возвращаясь к китайцам, у них какая технология: чтобы научиться хорошо копировать, мы будем учиться на лучших образцах. Поэтому Бордо. Просто там такая система, когда великие винные дома через аккредитованных негоциантов устраивают аукцион. Бургундцы этого не делают, только на вторичном рынке вы можете купить без биржевых и рыночных перегревов. Хотя там тоже стабильно цены растут. Цены не падают на другие известные французские вина. 
Другие выпуски