Рымашевский: "Кризис закончится потерей независимости"

23/05/2011 - 22:32 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Поддержать ДО ДЬ

Сегодня национальный банк страны девальвировал белорусский рубль на 55%. Жители Белоруссии штурмуют продуктовые магазины. Люди срочно скупают продукты, которые дорожают буквально на глазах. Ажиотажный спрос уже возник на соль, сахар, крупы, макароны, алкоголь и моющие средства.

Подскочили цены почти на весь импорт, некоторые товары попросту не достать. Причина — глубокий валютный кризис, в котором оказалась республика. Это и вызвало всплеск инфляции.

Цены на продукты в Белоруссии начали стремительно расти в последние недели. Боясь снова потерять сбережения, люди, кажется, готовы потратить деньги на все — от стирального порошка до норковых шуб. Редкими товарами уже стали холодильники, мебель и даже ювелирные украшения.

Но главный дефицит — валюта. С нее, собственно, все и началось. Из-за того, что власти искусственно регулировали курс белорусского рубля, республика оказалась в глубоком валютном кризисе. Правительство долго пыталась делать хорошую мину при плохой игре, но сегодня стало очевидно: дальше удерживать зайчик нельзя. И тогда Национальный банк девальвировал его сразу на 55%. Если сегодня с утра доллар стоил 3155 белорусских рублей, то объявленный на завтра курс — 4930 рублей. На черном рынке стоимость доллара доходит до 9 тыс.

В дефиците не только иностранная, но и национальная валюта. В банкоматах ее не хватает вот уже которую неделю, а теперь очереди выстроились и у сберкасс. Многие уже готовятся к худшим временам.

Сейчас Белоруссия ждет стабилизационного кредита от ЕврАзЭС, в котором фактически главенствует Россия. Размер финансовой помощи — $3 млрд. При всей необходимости эти деньги лишь усилят зависимость Минска от Москвы.

Бывший кандидат в президенты республики, экономист по образованию, Виталий Рымашевский считает, что помощи от запада ждать не стоит. И не потому, что Европа не проявляет никакого интереса к Белоруссии. По мнению бывшего кандидата в президенты, всему виной — непредсказуемая политика Александра Лукашенко.

Рымашевский: Это может закончиться потерей независимости Белоруссии и созданием анклава российского из нашей страны. То, что сейчас происходит в Белоруссии, можно сказать, что происходит крах белорусской экономики. По-другому это назвать никак нельзя. Действия белорусских властей, пока я вижу только, скажем, одностороннюю направленность на сдачу, продажу, я даже не назвал бы это продажей, скорее, просто отдают за бесценок российскому бизнесу, российскому государству все, что у нас осталось.

Ситуацию в Белоруссию комментирует сопредседатель "Партии народной свободы" Михаил Касьянов и наш экономический обозреватель Игорь Иванов.

Казнин: Соседняя страна, серьезный кризис экономический. Наш обозреватель сказал, что россияне помнят что-то подобное в 1998-м, вы стали премьером в 2000-м. Вот если говорить о ситуации в Белоруссии, на ваш взгляд, каков может быть сценарий развития событий в ближайшее время? Действительно может стать анклавом России, может перейти на российский рубль эта страна?

Касьянов: Конечно, нет. Ситуация в Российской Федерации совершенно иная, у нас огромные валютные резервы в связи с высокой ценой на нефть. Белоруссия не экспортирует нефть, не зарабатывает достаточно валюты. И та политика, которую проводит Лукашенко и все его правительство, конечно, она рассчитана на какие-то субсидии со стороны России. Как только Российской Федерации начинает какие-то инструменты налаживать, которые уменьшают их валютные доходы, в том числе реэкспорт нефти или нефтепродуктов, то, безусловно, это сразу касается и стабильности национальной валюты – белорусского рубля. Поэтому, конечно, помощь, которую фонд ЕврАзЭС собирается оказать, а фактически – Российской Федерации, будет кратковременной. Она поможет, но это не решение проблем, поскольку экономика находится в ужасном состоянии. Все идет от политики, и неспособность провести эти преобразования в связи с неспособностью решить политические вопросы, конечно, не спасет белорусскую экономику от краха в будущем.

Казнин: Я все-таки хочу, чтобы несколько слов Игорь сказал о ситуации в Белоруссии. О девальвации рубля – чем это грозит?

Иванов: Я бы скорее обратил внимание на то, что разговоры о неизбежности девальвации белорусского рубля, если я правильно помню, шли еще с декабря прошлого года. Однако белорусские власти тянули, тянули, а кончилось все тем, что валюта исчезла, если я правильно понимаю, сначала с легального рынка, потом и с «черного рынка». В связи с этим не может е возникать вопрос – а, собственно, зачем надо было тянуть полгода с неизбежным? Все равно пришлось девальвировать белорусский рубль, все знали, что это будет.

Касьянов: Переговоры. Видите, Валютный фонд – проблемы, Валютный фонд дает кредиты такого рода на стабилизацию, и именно проблемы со стабильностью валюты, под условия проведения реформ. Россия дает под другие условия – не под проведение реформ, а под другие условия, которые мы не знаем. Какие это условия, по которым достигли договоренности с белорусским, можно сказать, диктатором российские руководители, мы не знаем. Деньги российских налогоплательщиков пойдут на поддержку этого режима. Очень скоро, это миллиарды долларов.

Иванов: То есть речь шла о том, что Лукашенко надеялся получить деньги на поддержание белорусского рубля или от МВФ, или от России?

Касьянов: Он, в основном, работал с Евросоюзом. И когда он провел эти выборы декабрьские, фактически двухлетнее послабление со стороны Евросоюза он перечеркнул, от него отвернулись, осталась только одна Россия.

Также по теме
    Другие выпуски