Минус семь миллиардов: как швейцарский арт-дилер обманул русского миллиардера

02/03/2017 - 00:42 (по МСК) Анна Монгайт
Поддержать ДО ДЬ

Бывший совладелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев выставил на аукционе Christie's несколько шедевров из своей коллекции. За произведения искусства удалось выручить на 7 млрд рублей меньше, чем он заплатил когда-то за полотна Пабло Пикассо, Поля Гогена и Рене Магритта. Анна Монгайт рассказывает, как русский миллиардер познакомился с швейцарским арт-дилером, собрал с его помощью одну из лучших в мире коллекций и в итоге понял, что его обманули.

Русский миллиардер, сделавший деньги на продаже калия, Дмитрий Рыболовлев уже который год любимец СМИ. Сначала он судился с женой Еленой, пытаясь спрятать деньги в офшорах. В это же время щедро кидался ими, скупая, как ему казалось, лучшую в мире коллекцию искусства для лучшей в мире недвижимости. Самая дорогая в мире квартира в Монако, острова в Греции, некогда принадлежавшие Онассису, вилла в Палм-бич, принадлежавшая Трампу, пустые стены требовали искусства.

Со своим арт-консультантом, конечно же, тоже самым лучшим, швейцарцем Ивом Бувье он познакомился случайно. Купил «Цирк» Шагала за 6 миллионов долларов, но сертифкат подлинности к 6 миллионам не прилагался. В 2002 году Ив Бувье помог с сертификатом, а потом и помог реализовать мечту — собрать лучшую в мире коллекцию, или одну из лучших. И первым был «Пейзаж с оливами» Винсента Ван Гога из коллекции Ив Сен Лорана за 17 миллионов долларов. Ив Бувье продал Рыболовлеву 38 произведений искусства примерно за 2 миллиарда долларов. Это, действительно, прекрасные вещи. Завораживающий список имен: Модильяни, Гоген, Пикассо, Моне, Роден, Ротко.

Бувье привозил ему каталоги на женевскую виллу или в Гштаад, в шале, где был и хаммам с пятнадцатиметровым потолком, и «комната паники» с бронированными стенами. «Покажите мне шедевры», — вместо «здравствуйте» говорил хозяин. Чтобы помочь ему сделать выбор, Бувье печатал плакаты в на­туральную величину и примерял их на стены. Уже позже выяснится: на каждую продажу Бувье накидывал примерно 30-40%, а иногда и больше, вместо уговоренных 2%, традиционных для рынка искусства. Поэтому сейчас, когда Рыболовлев решил продать «Область Арнхейм» Магритта, купленную за 43 миллиона, он получил эстимейт на Christie's 8-10 миллионов.

На данный момент Дмитрий Рыболовлев уже продал три работы на аукционах и через частные сделки, потеряв на этом около $100 млн. Как крупный бизнесмен мог не догадаться, что его обманывают и обманывают так вопиюще? Как это ни поразительно, Рыболовлев исключительно доверял Бувье — человеку с именем. Его главным бизнесом была перевозка искусства и свободные порты в Швейцарии, Сингапуре, а потом и Пекине. Огромные хранилища, своеобразные дьюти-фри, где коллекционеры и галеристы хранят свои сокровища, не платя солидных налогов за их перемещение между странами.

Истинную стоимость вещей, купленных Бувье для него, Рыболовлев узнал случайно, познакомившись с Сенди Хеллером — арт-консультантом хедж-фондового миллиардера Стива Коэна. Хеллер упомянул, что Коэн продал портрет обнаженной работы Модильяни одному «таинственному покупателю» за $93.5 млн, не зная, что покупателем был Рыболовлев. И он заплатил Бувье не 93, а $118 млн. Теперь русский миллиардер судится с Бувье, параллельно распродавая свое лучшее в мире собрание — только так он может доказать суду, как обманывал его консультант. Продав только три вещи, Дмитрий Рыболовлев уже потерял 100 миллионов. Скульптура «Вечная весна» Огюста Родена ушла на нью-йоркских торгах Sotheby’s в мае 2016 года за $20,4 млн, установив аукционный рекорд цены на произведение этого мастера, однако это все равно вдвое меньше $48,1 млн, заплаченных за нее ранее Рыболовлевым.

Сам Ив Бувье утверждает, что рынок искусства — вещь условная. Дилер может устанавливать себе любой гонорар, если он не смущает покупателя. А Рыболовлеву только льстили его непомерные траты. Бувье это понял сразу. Сейчас он нанял пиар-агентство CNC, которое должно спасти его репутацию. Клиенты боятся его, как огня, а рынок искусства, находящийся в последние годы в стагнации, по-своему счастлив. Давно на него выкидывали такие шедевры.

Фото на превью: Leonhard Foeger / Reuters

Другие выпуски