«Русский Гэтсби»: как Керимов связан с четырьмя виллами на юге Франции

29/11/2017 - 00:44 (по МСК) Даниил Сотников

Французская прокуратура оспорила освобождение сенатора Сулеймана Керимова под залог в 5 миллионов евро. Прокурор Ниццы Жан Мишель Прэтр заявил, что решение запретить Керимову покидать Лазурный берег и обязательство являться на все допросы «не пропорциональны рискам, крупным доходам, а также личности самого Керимова» и требует помещения его в тюрьму. Сам Керимов, очевидно, находится в одной из вилл, за которые он попал в орбиту французского правосудия за предполагаемое уклонение от уплаты налогов и отмывание денег. Даниил Сотников выяснил, что это за поместья и кто реставрировал их предположительно для российского сенатора.

Лазурный берег покорил русских классиков еще пару столетий назад. В начале века нынешнего на юг Франции потянулась новая русская элита — в самых дорогих виллах Антиба и окрестностей прописались околокремлевские чиновники и олигархи.

Сложная система регистрации собственности и высокие заборы надежно укрывают новых собственников от внимания. Часто о них становилось известно только после скандалов и происшествий.

В 2005 году на вилле Бориса Березовского Шато де ла Гаруп прошли обыски по подозрению в отмывании денег. В 2013 году грабители ворвались в антибский дом Льва Кузнецова — он работал тогда губернатором Красноярского края. По соседству — виллы Романа Абрамовича и Андрея Мельниченко. Ближе к Ницце обосновался и бывший сенатор Сергей Пугачев, и «водочный король» Юрий Шефлер. Сулеймана Керимова риелторы и местные жители прозвали «русским Гэтсби» — за вечеринки, которые якобы устраивал здесь сенатор.

В центре внимания Керимов оказался в конце ноября, когда французские власти задержали его по подозрению в неуплате налогов и отмывании этих денег. Речь, по данным местных СМИ, идет о покупке виллы Hier. Здесь во время обысков в феврале полиция нашла счет драпировщику на 600 тысяч евро, семейные фотографии и различные документы, которые доказывают, что через запутанную систему офшоров она принадлежит российскому сенатору, писал Nice-Matin. При этом полиция подозревает, что виллу купили по заниженной стоимости. Покупатель якобы заплатил 127 миллионов евро, из них официально — только 35 миллионов. Остальное перевели напрямую — в обход налогов. За это сенатору может грозить до десяти лет тюрьмы. Всего в деле фигурируют четыре резиденции, самая знаменитая из них помимо Hier — вилла Medy Roc, где снимали комедию «Отпетые мошенники».

Этот объект культурного наследия Франции продали в 2008 году. Ремонт на ней — повод для гордости любого архитектурного бюро, поэтому проекты можно найти в открытом доступе. На одном из них детали планировки подписаны от руки: «Комната Гули», «Комната Амины» и «комната Саида». У Керимова трое детей: дочери Гульнара и Амина и сын Саид. Другое бюро работу на вилле подписала просто: «олигарх».

Официально виллами через дочерние компании распоряжается швейцарский холдинг Swiru. По данным «Форбс» и «Коммерсанта», с 2008 года на нем «замыкался бизнес Керимова» и были оформлены личные активы предпринимателя: яхты, машины и недвижимости, писал «Форбс» в 2012 году. Этому же холдингу принадлежала «Феррари», на которой Керимов попал в аварию в Ницце в 2006 году. 

Глава Swiru — друг и бизнес-партнер Керимова швейцарец Александр Штудхальтер. Он также возглавляет слепой траст Suleyman Kerimov Foundation, куда сенатор в 2013 году перевел все свои активы. Обе организации зарегистрированы в соседних домах в швейцарском Люцерне.

После публикации «Панамского досье» выяснилось, что Swiru — учредитель бермудской компании «Алтитьюд 41», совладельцем которой тоже был Керимов.

С Россией Swiru связывает и другой офшор с похожим названием — Altitude X3 Ltd. Этой компании принадлежал самолет, которым, как утверждал в своем расследовании Алексей Навальный, пользуется Игорь Шувалов с женой. Другой владелец офшора — Нариман Гаджиев — тезка экс-министра печати и информации Дагестана, которого «Форбс» называет родственником Керимова.

Сам Керимов, как и номинальный хозяин, утверждают, что сенатору виллы не принадлежат. В декларации Керимова, чье состояние «Форбс» оценивает в 6 миллиардов долларов, указаны лишь две квартиры в России — площадью 37 и 53 квадратных метра. 

Когда завершится расследование, предсказать невозможно, рассказал прокурор Ниццы. На это, по его словам, уйдет минимум полгода. Керимов, который вышел под залог 5 миллионов евро, сейчас не имеет права покидать Лазурный берег, а Россия защищает сенатора нотами протеста. 

 

Также по теме
    Другие выпуски