Курс на отпуск: почему стоит ждать ослабления рубля летом
Центробанк 15 мая выступил с неожиданным заявлением. Аналитики ЦБ выпустили обзор, в котором говорится, что слабый рубль — это угроза российской экономике. До сих пор в правительстве говорили противоложное: чем выше курс рубля к доллару и евро, тем более конкурентна российская продукция и российские услуги на международном рынке. Почему дорожает рубль, чего ждать от валюты летом и значит ли заявления Центробанка, что власти больше не будут ратовать за его ослабления, рассказала Маргарита Лютова.
Сегодня впечатляющее подорожание рубля мы могли наблюдать. В конце прошлой недели доллар на московской бирже стоил 57 с лишним рублей, и вот резко вниз сразу на открытии торгов сегодня — американская валюта подешевела на 60 копеек. В течение дня курс доллара продолжал снижаться. К 8 вечера курс опустился до 56 рублей 30 с небольшим копеек за доллар.
Рублю снова помогла нефть. Сегодня Россия и Саудовская Аравия заявили, что будут и дальше ограничивать добычу нефти, как это предполагает соглашение ОПЕК и еще 11 нефтедобывающих стран. Пока соглашение рассчитано только на первое полугодие, но сегодня министр энергетики Александр Новак и его коллега из Саудовской Аравии заявили, что готовы соблюдать его до марта 2018-го. И нефть немедленно отреагировала. Скачок впечатляющий вверх — с 50 долларов 80 центов до 51 с половиной.
Но, скорее всего, эффект на цены временный, потому что в реальности далеко не все соблюдают соглашение. Это значит нефти на рынке не становится существенно меньше, и высокие цены не продержатся долго. Вот что говорит эксперт по энергетике Михаил Крутихин.
Михаил Крутихин, партнер компании Rusenergy: Участникам такой договоренности не удастся сократить предложение нефти на рынке и удержать цены от снижения. На мой взгляд, нынешнее повышение носит временный характер, и в среднем по году, я думаю, будет никак не выше 50 долларов, а, скорее всего, такая же будет средняя, как и в предыдущем году, то есть 45 долларов за баррель марки Brent.
Раз цена нефти подскочила ненадолго, то и не стоит надеяться, что доллар продолжит дешеветь, объясняет экономист Сергей Алексашенко.
Сергей Алексашенко, экономист: Вы знаете, мне кажется, что всем россиянам уже давно пора привыкнуть, что динамика рубля сильно зависит от динамики цены на нефть. Нефть вверх — рубль вверх, нефть вниз — рубль вниз. И постольку поскольку колебание цены на нефть происходит ежеминутно, ежесекундно, ежедневно, еженедельно, ежемесячно, и всегда она либо растет, либо снижается, к этому относиться надо достаточно спокойно. В конце концов, цена нефти выросла не на 10 долларов, да и доллар подешевел не на 5 рублей. Поэтому, мне кажется, что на эти всякие колебания просто нужно перестать смотреть.
Впрочем, в последние месяцы в связи с курсом рубля мы привыкли следить не только за нефтяными котировками, но и за заявлениями российских чиновников. С начала года, пока рубль укреплялся, они все будто вели игру на понижение, говорили, что дешевый доллар — удар по экономике, что российская валюта переоценена, скоро подешевеет и вообще большая проблема.
И тут Центральный банк неожиданно выступил с противоположной позицией. В своей аналитической записке регулятор предупредил, что если курс искусственно занижать, то российская экономика вообще не сможет развиваться. ЦБ указывает, что при слабом рубле слишком дорого будет обходиться импортное оборудование и технологии, то есть Россия продолжит отставать по качеству продукции. К тому же ЦБ, наконец, вступился за российских потребителей: слабый рубль снижает благосостояние граждан, в стране будет снижаться уровень жизни. Что означает это заявление ЦБ? Объясняет экономист Сергей Алексашенко.
Сергей Алексашенко, экономист: За последнее время, собственно, за последний год рубль достаточно сильно укрепился к доллару. И если после кризиса 2014-2015 годов правительство и Центральный банк говорили о том, что неплохо, что рубль дешевый, потому что это открывает дорогу импортозамещению и поддерживает экспортные отрасли, то сейчас очевидно, что Центральный банк, разрешив рублю двигаться в сторону укрепления, подрывает все эти разговоры об импортозамещении. Нужно как-то оправдывать свою позицию, нужно объяснять чиновникам из Минфина, чиновникам из Минэкономики, чиновникам кремлевской администрации, что без укрепления рубля у России нет будущего в мировой экономике.
Впрочем, чиновники вроде бы не хотят всерьез браться за плавающий курс. Как сообщало агентство Bloomberg, власти намерены ограничиться заявлениями, как их называют экономисты, вербальными интервенциями. Впрочем, всё это вряд ли повлияет на рубль.
Сергей Алексашенко, экономист: Главная проблема с российским рублем не в том, что он сильный, или в том, что он слабый, или в том, что он укрепляется, или в том, что он ослабевает. Главная проблема российского рубля в том, что он зависит от цены на нефть. Вот нет никаких других факторов. Ни словесные интервенции госпожи Набиуллиной, ни словесные интервенции господина Силуанова, ни заявления премьер-министра или президента не в состоянии долгосрочно изменить тренд российского рубля.
Впереди сезон отпусков, всех волнует, что же будет с рублем. Каков прогноз и надо ли следить за ценами на нефть?
Колебания нефти слишком непостоянны, как напомнил Сергей Алексашенко. Но есть и объективные факторы: в выходные министр экономического развития Максим Орешкин напомнил, что в июле-августе обычно самый высокий спрос на валюту — отпускники запасаются деньгами для зарубежных поездок, а компании платят дивиденды иностранным акционерам. Так что вполне возможно, что прежний прогноз министра о 62 рублях за доллар может все-таки сбыться.
Фото на превью: Depositphotos